Джайнизм. На улицах индийских городов европейские туристы неизменно застывают в изумлении при виде абсолютно голых людей с марлевой повязкой, закрывающей рот. Они

На улицах индийских городов европейские туристы неизменно застывают в изумлении при виде абсолютно голых людей с марлевой повязкой, закрывающей рот. Они движутся в толпе, небольшими метёлками подметают дорогу перед собой. Это джайны, представители одной из самых древних религиозных общин Индии. Марлевая повязка предохраняет от того, чтобы случайно не проглотить какую-нибудь мошку, а дорогу джайны расчищают, чтобы не раздавить букашку или червяка.

Душами наделены не только люди, но и животные и растения. Существует иерархия живых существ, высшее место в которой принадлежит человеку, поскольку только он может достичь освобождения, прекратив действие закона кармы.

В середине I тыс. до н. э. повсеместно распространённая ведийская религия у многих вызывала протест. Возникли многочисленные новые учения, подвергавшие сомнению ведийские традиции и авторитет брахманов. Некоторые из них оформились впоследствии в мощные религиозные системы, наиболее заметными из которых стали джайнизм и буддизм. Джайнизм развивался в среде кшатриев.

Санскритское название религии происходит от «джина» – «победитель», т. е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей. Титул Джина присваивался вероучителям, сумевшим одержать победу над своими слабостями, страстями, земными привязанностями и достичь освобождения сансары – круговорота рождений-смертей.

Джайнизм признаёт существование души и переселение душ. Новое воплощение зависит от того, как человек прожил предыдущую жизнь. Если душа, пребывая в земной оболочке, поддавалась гневу, жадности, лжи, гордости и т. п., то она, пробыв какое-то время после смерти в аду, по закону кармы (воздаяния) вновь обретёт материальную оболочку и будет страдать. Однако благодаря свободе воли душа может освободиться от кармической зависимости. Чтобы прекратить поток бесконечных перерождений, отделить душу от земных оболочек и добиться спасения, человек должен справиться со своими страстями, желаниями и материальными привязанностями. Для этого ему необходимо следовать следующим принципам («трём сокровищам»): правильной вере, правильному познанию и правильной жизни. Самосовершенствование души даёт освобождение от бренного мира. Это главное в учении джайнов. В своих молитвах джайны просят у Джина ясности мысли и твёрдости духа, а не материальных благ или отпущения грехов. Джайны всё равно не имеют власти над законом кармы, и каждый человек должен сам, собственными усилиями добиваться «высшей цели», стоящей перед ним.

Миряне могут не очень строго выполнять религиозные предписания, за исключением ахимсы – непричинения вреда живым существам. Жизнь джайнских монахов полна ограничений. В сезон дождей они живут в своих монастырях, получая пропитание от мирян, а в остальное время года собирают милостыню. Монахи бродят по всей стране в простой белой одежде или вовсе без неё. Голова джайнского аскета лишена волос (волосы, борода, усы выщипываются), он постоянно постится, соблюдает многочисленные обеты. Огромный грех для монаха – химса (причинение вреда живому существу). Чтобы этого не случилось, ему приходится прилагать значительные усилия: процеживать сквозь ткань воду для питья (в ней могут присутствовать неразличимые глазом живые существа), подметать перед собой дорогу, чтобы не раздавить муравья или червяка. Как бы ни было холодно, монах не должен ночью разжигать огонь, потому что в его пламени могут погибнуть налетевшие мотыльки. И вообще ему строго запрещено ходить или что-либо делать ночью, т. к. в темноте он может случайно причинить вред какому-нибудь живому существу.

Мирская жизнь джайнов

Поскольку не только монахи, но и джайны-миряне не могут заниматься охотой, рыбной ловлей, скотоводством и земледелием (ведь при обработке земли могут погибнуть живые существа), наиболее приемлемыми занятиями для них были и остаются торговля, ростовщичество, некоторые виды ремёсел, например ювелирное дело. Это сказалось на экономическом и социальном уровне современных джайнов, чья община, хотя и немногочисленная (около 0,5 % населения Индии), играет большую роль в политической, экономической и культурной жизни страны. Обладая значительными средствами, джайны часто занимают ключевые позиции в промышленности и финансовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: