Представления о жизни и смерти

Обряды и обычаи зороастрийцев

Молитва относится к ежедневным обрядам зороастрийцев. Имеются подробные указания, когда, в какое время года, в какие часы и как совершать молитву. Молящийся обращается к Богу не реже пяти раз в день. Молиться можно в храме, у домашнего алтаря, на природе, только лицо молящегося всегда должно быть обращено на юг.

Обряд очищения очень важен для зороастризма. Жёсткие правила сопровождают этот обряд: беспрекословное соблюдение чистоты, запрещение прикасаться к «нечистым» предметам, к «нечистым» животным и растениям, насекомым (муравьям), пресмыкающимся (змеям). Прикосновение к «нечистому» предмету считается грехом. К «чистым» относятся человек, собака, корова, овца, ёж, деревья, растения и плоды в садах и огородах.

Особо почитаемы у зороастрийцев огонь, вода и земля. Боязнь осквернения источников жизни в любой форме – физической или нравственной – является отличительной чертой зороастризма. Для разведения огня в домашнем очаге пользуются только чистыми, сухими дровами. Во время приготовления пищи ни одна капля не должна попасть в огонь. В каждом доме даже существовал свой «мусоропровод» – особое помещение, куда наливался специальный раствор. Грязь и нечистоты смешивались с ним и по специальному жёлобу сливались в землю.

Буквально фанатичное отношение зороастрийцев к «очищению» и боязнь «осквернения» отчасти объясняют ту жестокость, которую верующие проявляли к больным, страдающим кровотечениями, расстройством органов пищеварения или другими подобными недугами. Женщина во время менструации становилась практически «неприкасаемой»: спала на полу в тёмной половине дома, сидела на каменной скамье, не смела подходить к алтарю с огнём, не работала в саду и доме. Она ела из особой посуды и носила ветхую одежду. Никто из членов семьи не подходил к ней. Приготовлением пищи в это время занимались родственники. Если у женщины был грудной ребёнок, его приносили к ней на время кормления, а потом сразу забирали.

Рождение ребёнка также рассматривалось как «осквернение чистоты». Только перед самыми родами женщина получала некоторые «льготы». В её комнате круглосуточно горел огонь. Когда рождался ребёнок, пламя должно было гореть особенно ровно – за этим строго следили. Считалось, что уберечь новорождённого от всего дурного может лишь ровно горящее пламя.

Ритуал очищения матери после родов был мучительным и продолжался 40 дней. В первые дни после родов мать не пила чистую воду, не могла погреться возле очага, даже если роды оказывались тяжёлыми и происходили зимой. Поэтому неудивительно, что смертность при родах и в послеродовой период была очень велика. Зато в обычное время женщина играла важную роль в исполнении семейных религиозных ритуалов, а в некоторых вопросах, связанных с домашними делами и хозяйством, с её словом считались все члены семьи.

Зороастризм равно осуждает безбрачие и распущенность. Перед мужчиной стоит основная задача – продолжение рода. Как правило, мужчины-зороастрийцы женятся в 25–30 лет, а женщины вступают в брак в 14–19 лет. Изредка с разрешения первой жены приводят в дом вторую, но это случается, если только брак бездетен.

Жизнь для зороастрийца – это благое начало, предоставленное самим Ахура-Маздой. Пока правоверный зороастриец жив, он несёт в себе благодать, когда же умирает, становится выражением злого начала, т. к. смерть есть зло. Поэтому самым близким родственникам покойного запрещается к нему прикасаться. Для этого есть мойщики трупов.

У постели умирающего неотлучно находились два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил для умирающего священную жидкость хаому или гранатовый сок. Около умирающего должна находиться также собака – символ уничтожения всего «нечистого». К тому же считалось, что собака чувствует последний вздох человека и последний удар его сердца. Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявлялось о смерти их близкого. Мойщики трупов обмывали тело покойного, надевали на него саван, священный пояс и складывали руки на груди. В любое время года, кроме зимы, похороны совершались на четвёртый день после смерти, поскольку считалось, что именно тогда душа усопшего переселяется в загробный мир.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, всегда был у зороастрийцев довольно необычен и строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию Авесты, отводили специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. В помещении покойного постоянно горел огонь – символ верховного божества, но он был скрыт от покойного виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня. Труп мог находиться там несколько дней или даже месяцев, до тех пор «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды, и ветер не высушит землю». Тогда тело выставляли на солнце.

В соответствии с правилами, изложенными в Авесте, обряд погребения совершался на восходе солнца. На железные носилки клали деревянный настил, а на него – труп. Нести носилки могли только мойщики трупов. Похоронной процессии родственников, возглавляемой жрецами, разрешалось сопровождать носилки лишь до подножия астодана – кладбища зороастрийцев. Это было специальное сооружение высотой 4,5 м, похожее на башню. Иногда оно так и называлось – башня молчания. Пол башни представлял собой погребальную площадку, поделённую на три концентрические (т. е. имеющие общий центр) окружности для укладывания умерших – мужчин, женщин и детей. Тело умершего закреплялось в одной из зон, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки по земле, воде либо под деревьями. Когда птицы съедали всё мясо, а кости под влиянием солнца полностью очищались, их сбрасывали в колодец, находившийся внутри башни молчания. Класть тело в могилу или сжигать (кремировать) запрещалось. Запрет на кремацию можно объяснить священным огнём. Иранские зороастрийцы в наше время предают покойников земле и заливают могилу цементом – они считают, что при таком способе захоронения земля остается чистой.

Человек в зороастризме

Зороастризм придаёт большое значение духовному совершенствованию человека. Его деятельность должна основываться на триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. Зороастризм ориентирует на соблюдение чистоты и порядка, учит состраданию к людям и благодарности к родителям, семье, соотечественникам, требует выполнять свои обязанности по отношению к детям, помогать единоверцам, заботиться о земле и пастбищах для скота. Передача этих заповедей из поколения в поколение сыграла важную роль в выработке жизнестойкости зороастрийцев, помогла выдержать тяжкие испытания, постоянно выпадавших на их долю на протяжении многих веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: