Обработка и интерпретация результатов
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание наих группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альструистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Проективная рисуночная методика «Несуществующее животное»
Диагностическая цель: проанализировать индивидуально-личностные особенности субъекта, его эмоциональную сферу, сферу межличностных отношений.
|
|
Методика предложена М.З. Друкаревич. Данный рисуночный метод построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (моторики рисующей руки). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (например, образы и мысли, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что необходимо, в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук)[11]
Лист бумаги при выполнении рисунка представляет собой модель пространства. Пространство связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: прошлым, настоящим, будущим. Связано оно также с активностью (действенностью) или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство расположенное сзади и слева от рисунка означает связь с прошлым и бездеятельность. При этом, левая сторона и низ связаны с отрицательными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона, спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. При этом правая сторона связана с положительно окрашенными эмоциями, с энергией, активностью, конкретностью действий[12].
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Процедура исследования
Клиенту предлагается лист бумаги (формат А-4) в обычном горизонтальном положении, простой карандаш средней мягкости, не сильно отточенный. Обследуемый рисует животное фантастическое, несуществующее в реальной жизни, в сказках, мифах.
|
|
Важно подчеркнуть, что для выполнения рисунка не требуется владение художественными навыками (экспериментатор должен подчеркнуть это, особенно при высказывании обследуемого об отсутствии у него художественных способностей).
Инструкция: «Придумайте несуществующее животное, изобразите его и назовите несуществующим названием. При этом постарайтесь не рисовать животных существующих в мифах, сказках, легендах»
Обработка результатов
Рисунок анализируется на основании его пространственного изображения, символов, а также линий прорисовки. В случае необходимости экспериментатор задает клиенту уточняющие вопросы (о частях тела, их функциональном назначении).
Интерпретация рисунка [13] (на основе лекций М.З. Друкаревич)