double arrow

Проективная рисуночная методика

Название рисунка

Дополнительные особенности рисунков

Стирание и исправление линий - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм.

Штриховка рисунка простым карандашом - тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется).

Размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка - острая тревога; импульсивность.

Особо тщательная штриховка - тревожность, неуверенность в себе; ригидность.

Штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части -эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.

Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание.

Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист - импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение.

Грубое искажение формы и/или пропорций - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние.

У людей мыслительного типа все детали рисунка соединены общим названием (например, свинорыба, слонобегемот, летающий заяц, лесной верблюд); для них характерна способность к адаптации, стремление к оригинальности не подкрепленное творческим началом.

Повторяющиеся слоги или похожие на имена названия животных (названия типа: «оть-оть-оть», или «му-зю-ля») говорят об отсутствии самоконтроля и наличии инфантильности.

Очень длинные названия, иногда на целую строку (например, «эноминосандроверибог») свидетельствуют об усложнённом мышлении, въедливости, педантизме; но усложнённость мышления иногда только в чисто формальных конструкциях.

Наукообразные названия с латинскими окончаниями (например, «запятоус», «кринкулюс») - это черта демонстративных личностей, которые показывают таким названием свои внутренние психические возможности, свою образованность (не особенности поведения или внешности, выделяющие их из числа окружающих, а именно, знаний и образованности).

Бессмысленные звукосочетания («лоагноиииис») – легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигналы опасности, перевес эстетическихз суждений над рациональными.

Названия, в которых прослеживается тенденция к эстетической оценке составляющих его звуков (например, «эолианна»), свидетельствует о том, что человек подходит ко всему с эстетической точки зрения, главный критерий для него «нравится – не нравится».

«Человек под дождем» [15]

Диагностическая цель: изучение силы Я человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Методика дает возможность осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов; устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций; типа реагирования на возникающие препятствия, проблемы, позволяет определить как человек ощущает себя при неблагоприятных ситуациях. Позволяет раскрыть представление о проблемах и трудностях возникающих в жизни человека (мешающие, убивающие, стимулирующие к деятельности).

Методика была разработана двумя авторами – Е. С. Романовой и Т. И. Сытько[16]. Она является двухфазовой: первая фаза является невербальной, творческой, неструктурированной (рисунок как основное средство выражения), вторая фаза – вербальная, апперцептивная и более структурированная (обследуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты). Таким образом можно сказать, что первая часть (рисование и интерпретация рисунка по существующим таблицам интерпретации) является скорее диагностической, вторая (беседа по рисунку клиента с психологом) – психотерапевтической. Использование этой методики дает возможность психологу составить целостный психологический портрет клиента, что впоследствии позволит проводить дальнейшую психокоррекционную работу[17].

Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура исследования

Обследуемому предлагается на чистом листе бумаги формата А4 (предлагается лист перед клиентом расположить вертикально, однако настаивать на таком положении листа не стоит; если клиент хочет расположить лист горизонтально, нельзя препятствовать ему в этом), нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождём. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что чувствует при затруднениях. Возможно проведение методики, когда человеку предлагается нарисовать только человека под дождем (рисунок не теряет при этом свою диагностическую ценность при условии обязательного интервью по окончании рисования). В процессе обследования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания клиента. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с обследуемым.

Инструкция

1.Расслабьтесь, постарайтесь отвлечься от посторонних мыслей. Возьмите чистый лист бумаги, положите перед собой. Нарисуйте человека. Рисуйте тем, что вам больше нравится в данный момент: краски, карандаши, фломастеры, пастель и т.п.

2. А теперь, представьте человека под дождем и нарисуйте его.

Обработка результатов

После того как рисунок выполнен, необходимо задать вопросы клиенту, раскрывающие его отношение к нарисованному (дождю, человеку, прогнозу дальнейшего развития событий). Вопросы даются в зависимости от ответов обследуемого (проводится беседа, полустандартизированное интервью). Ответы клиента фиксируются в протокол. Примерный список вопросов может быть следующим[18]:

· Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?

· Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?

· Kакое у него настроение?

· Что ему больше всего хочется сделать?

· Какой это дождь? (проливной, грибной и т.п.)

· Нравится ли человеку этот дождь?

· Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь?

· Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём

· Ожидал ли он, что будет этот дождь?

· Взял ли с собой зонт? Если зонт при этом не нарисован, то спросить, почему человек не стал пользоваться зонтом?

· Хочет ли он спрятаться от дождя?

· Есть ли ему куда спрятаться от дождя? Если на рисунке нарисованы какие-нибудь места, где человек может спрятаться от дождя, то поговорить о том, почему человек еще не там (закрыто и не войти; не пускают, а он просился; еще просто не дошел до этого места; не хочет и т.д.).

· Поговорить об отношении этого человека к дождю: любит ли он дождь? Какой, в какое время года?

· Что самое приятное в дожде? Что самое неприятное в дожде? Можно ли наслаждаться приятным, обезопасив себя от неприятного?

· Как долго собирается идти этот дождь? Нарушает ли он планы человека? Что надо сделать, чтобы планы все-таки не нарушились?

Работа с рисунком

При интерпретации рисунка важно оценить целостное впечатление от него, почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка.

После этого можно перейти к анализу всех специфических деталей рисунка, опираясь на основные положения руководства по интерпретации.

Интерпретация

В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность обследуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением

Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.

Трансформация фигуры

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда обследуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Оценка характера линий

· легкие линии – недостаток энергии, скованность;

· линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность;

· неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

Контуры фигуры

· неотрывные линии – изоляция;

· разрыв контура – сфера конфликта;

· много острых углов – агрессивность, плохая адаптация;

· двойные линии – тревога, страх, подозрительность;

· штриховка – зона тревожности.

Направление фигуры человека

В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: повернута влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; повернута вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен; виден затылок, человек изображен спиной – проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.

Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия. Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности

Средства защиты от дождя

Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол - материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты. Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц.

Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите. Шляпа на голове - потребность в защите от вышестоящих.

Тело

Голова – сфера интеллекта и контроля. Непропорционально большая голова говорит об убежденности обследуемого в значимости мышления. Маленькая голова –переживание интеллектуальной неадекватности, неполноценности.

Шея – связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий сознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознавании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея – рисующий делает уступки своим слабостям, желаниям. Шея перевязана платком – разрыв связи между разумом и чувствами.

Плечи – признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие – ощущение собственной малоценности, ничтожности. Покатые плечи – уныние, отчаяние, чувство вины.

Туловище чрезмерно крупное – наличие неудовлетворенных потребностей, желаний. Тело квадратное – признак мужественности. Тело очень маленькое – чувство унижения, малоценности.

Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано – стремление избегать неприятных воздействий.

Глаза. Большие, заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точки (палочки) — погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.

Ресницы – кокетливость, демонстративность.

Большие уши – чувствительность к критике, заинтересованность в положительном мнении окружающих. Уши маленькие, отсутствие ушей – избегание критики, нежелание слушать о себе плохое.

Конечности, руки – символ межперсонального взаимодействия. Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям. Если руки шире у запястий, чем у плечей, это говорит об импульсивности в действиях. Если руки изображены отдельно от тела – импульсы тела для рисующего неподконтрольны. Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем. Руки слишком длинные – большие амбиции. Руки напряжены и прижаты к телу – ригидность, неповоротливость, напряжение. Отсутствие рук – нежелание общаться, чувство собственной неадекватности. Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность

Атрибуты дождя

Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная.

По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему пространству рисунка и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Дополнительные детали

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

Искажение и пропуск деталей

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках

Рисунки выполнять простым карандашом. Тем не менее возможно использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у обследуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный человек обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Анализ результатов

Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом (беседа) и втором (интерпретация рисунка) этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.

По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, можно сделать выводы: об отношении человека к жизненным трудностям, о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает. Обычно рисунки получаются настолько красноречивыми и символичными, что понять их и проинтерпретировать можно даже не имея большого профессионального опыта работы с проективными рисунками. Некоторые рисунки показывают – насколько не сформированы у тестируемого навыки конструктивного реагирования на стрессовые ситуации.

Сравнивая два рисунка из серии, важно обратить внимание на следующие характерные изменения:

· Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);

· Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования – по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;

· Изменяется ли возраст человека на рисунке? Соответствует ли примерный возраст человека на рисунке возрасту самого художника? Регресс в детство – покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок.

· Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура на втором рисунке говорит о низкой стрессоустойчивости, ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.

В работе И.В. Вшивковой «Рисуночные тесты как метод исследовании агрессивной материнской позиции»[19] дается дополнительная интерпретация рисунка «Человек под дождем» на основании описанных автором симптомокомплексов (они выявляются путем подсчета баллов по каждому зафиксированному в рисунке признаку, соответствующему тому или иному симптомокомплексу). (Следует отметить, что собранный автором материал был получен на выборке женщин-матерей, однако проводимые исследования: Т.В. Эксакусто, Н. Живая «Развитие социально-психологической безопасности в условиях тренинговой работы», 2010-2011, показали состоятельность предлагаемой интерпретации не только для женщин, но и для мужчин в возрасте от 18 до 25 лет.)

В результате, с точки зрения содержательной, качественной обработки методики можно выделить следующие признаки каждого симптомокомплекса, которые могут учитываться при анализе результатов.

Симптомокомплекс «БЛАГОПРИЯТНАЯ СИТУАЦИЯ» 1. Дождь из редких прозрачных капель; 2. Лужи прозрачные и неглубокие; 3. Адекватный размер зонта; 4. Зонт в руках человека; 5. Человек соответствует полу рисующего; 6. Человек нарисован идущим в правом или стоящим с полным разворотом к зрителю; 7. Человек нарисован в спокойном или сконцентрированном состоянии, настроении; 8. Одежда адекватна времени года и типу дождя. Симптомокомплекс «ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ» 1. Возраст и размеры человека значительно уменьшились по сравнению с другими рисунками; 2. Человек уходит, убегает; 3. Одежда не соответствует типу дождя и времени года (в сторону уменьшения); 4. У фигуры отсутствуют руки, ноги; руки за спиной; непропорционально короткие руки или непропорционально узкие плечи.
Симптомокомплекс «ЧУВСТВО НЕЗАЩИЩЕННОСТИ» 1. Несколько защитных средств от дождя; 2. Обилие одежды на человеке или рядом с ним; 3. Нарисованы люди, которые помогают держать зонт; 4. Зонт слишком маленький; 5. Зонт пропускает дождь. Симптомокомплекс «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ХОЛОДНОСТЬ» 1. Нарисована фигура взрослая, мужского пола; 2. Человек одет в строгую деловую одежду; 3. Человек в строгой, как бы военной позе; 4. Отсутствие эмоций на лице
Симптомокомплекс «ИНФАНТИЛЬНОСТЬ» 1. Рисунок переместился вверх, по сравнению с другими; 2. Размер фигуры человека меньше, чем в других рисунках; 3. Уменьшение возраста человека по сравнению с другими рисунками; 4. Человек в праздничной одежде с выражением восторга на лице; 5. Человек в сказочной одежде; 6. В одежде выделены пуговицы; 7. Слишком большой зонт как грибок. Симптомокоплекс «НЕДОВЕРИЕ К СЕБЕ» 1. Отсутствуют ноги у человека или не поместились; 2. Нарисован человек другого пола, чем рисующий; 3. Человек уходит влево; 4. У одежды очень много застежек; 5. Рядом с фигурой человек есть кто-то или что-то держащее защиту (напр., зонт) от дождя.
Симптомокомплекс «ДЕПРЕССИВНОСТЬ» 1. Короткие ноги у человека; 2. Отсутствие тела у человека; 3. Отсутствие рук у фигуры; 4. Тяжелые, грозовые, свинцовые облака на все небо; 5. С правой части листа тучи, град, лужи, сам дождь крупнее, темнее или интенсивнее; 6. Рисунок разделен на две части: слева более светлая, солнечная, а с права пасмурная, темная. Симптомокомплекс «ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ» 1. Человек другого пола и другого возраста; 2. Человек одет в униформу; 3. У человека спрятаны руки; 4. Повернут спиной или лицо отвернуто от зрителя; 5. Зонт скрывает фигуру полностью или только лицо.
Симптомокомплекс «ВРАЖДЕБНОСТЬ» 1. Фигура в центре листа и у нее широко расставлены ноги; 2. Вместо глаз пустые глазницы; 3. Агрессивная поза человека; 4. Другие признаки враждебности. Симптомокоплекс «ИМПУЛЬСИВНОСТЬ» 1. Много движений у фигуры 2. Отсутствие или ее недостаточность одежды; 3. Взлохмаченные волосы; 4. Несогласованность направленности тела, ног и рук человека.
Симптомокоплекс «КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЬЕ» 1. На рисунке есть еще люди отбирающие зонт или пользующиеся им; 2. Под дождем лучше, чем дома (комментарий) 3. У человека подчеркнутая талия. Симптомокомплекс «ТРЕВОЖНОСТЬ» 1. Рисунок смещен вверх по сравнению с остальными рисунками; 2. Сразу несколько средств защиты; 3. Есть облака; 4. Есть тучи или град, молнии, ливень; 5. У человека интенсивно затушеванные волосы; 6. Нарисован больной человек.

[1] Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. – М., 1998

[2] Практикум по психологии состояний/ под ред. А.О. Прохорова. – СПб, Речь, 2004 – с. 134 -138.

[3] Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2006. — 18 с.

[4] Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Измерение уровня самоактуализации личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 120 с.

[5] Тест жизнестойкости. Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. М: Смысл., 2006. 63 с.

[6] Тест жизнестойкости. Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. М: Смысл., 2006. - с. 6.

[7] Тест жизнестойкости. Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. М: Смысл., 2006. - с. 5

[8] Тест жизнестойкости. Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. М: Смысл., 2006. - с. 5

[9] Лучшие психологические тесты / Петрозаводск, «Петроком», 1992. – 318 с.

[10] Практикум по психодиагностике. М., 1989.

[11] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – С-Петербург, Питер, 1999. – с.104.

[12] Лучшие психологические тесты / Петрозаводск, «Петроком», 1992. –с. 62.

[13] Лучшие психологические тесты / Петрозаводск, «Петроком», 1992. –с. 63-67; Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., Владос пресс, 2002. – 160 с.

[14] Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никанорова, Н.А. Тараканова Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и Арт-терапии. – СПб.: Речь,2010. – 336 с.; И..Жуковский Тест «Несуществующее животное» // Школьный психолог, № 26, 2000.

[15] Проективные рисунки: человек под дождем. https://tests.pp.ru/pro/hr1.phtml

[16] Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики. Методические рекомендации. В 2-х частях. - С-Пб., 1992.

[17] Вшивкова И.В. Методическое пособие по курсу «Проектирование технологии консультирования». - Ростов н/Д, РГУ, 1994 – 38 с.

[18] Вшивкова И.В. Методическое пособие по курсу «Проектирование технологии консультирования». - Ростов н/Д, РГУ, 1994 –с. 16; Романова ЕВ., Сытько Т.И. Проективные графические методики.Методические рекомендации. В 2-х частях. - С-Пб., 1992.

[19] Вшивкова И.В. Рисуночные тесты как метод исследовании агрессивной материнской позиции // Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» №1, 2005


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: