Методика «семейный тест отношений» (Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова)

Цель: исследование детско-родительских отношений.

Описание:

Семейный тест отношений (СТО) — проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бине в 1957 году. Методика предназначена для обследования детей разных возрастов. В нашей стране тест семейных отношений практически не использовался. При работе с тестом были использованы методические рекомендации, составленные А. Г. Лидерсом и И. В. Анисимовой, однако тест подвергся весьма значительному преобразованию в процессе его апробации и примене­ния в психологической консультации.

Как и многие проективные методы, тест основан на психоаналитических традициях, и интерпретация теста в методическом руководстве происходит исходя из психодинамического понимания семейных отношений. Сама процедура исследования по СТО может нести желае­мый психокоррекционный эффект, позволяя ребенку открыто выразить свои чувства как позитивного, так и негативного характера. Этот метод позволяет родите­лям получить обратную связь, представить отношения в семье глазами ребенка, что, в свою очередь, способствует большему пониманию родителями своих детей, объективации своего поведения и, как следствие, установлению более благоприятного взаимодействия в семье.

Процедура:

Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть — фигурки и карточки с различными высказываниями (письмами). Д. Антони и Е. Бине для детей 4—6 лет использовали набор карточек с изображениями людей, которые могут быть приняты ребенком за членов семьи. Это цветные карточки с изображением женщин (мамы), мужчин (папы), пожилых людей (бабушки и дедушки), мальчиков и девочек разных возрастов (братья и сестры). Среди этих фигур важной является та, которая названа Господин Никто. Всего таких фигурок 19. По нашим наблюдениям, хотя такие образные изображения позволяют ребенку лучше ориентироваться в момент выбора значимых лиц и сам выбор часто носит проективный характер, тем не менее, часты случаи, когда ребенку хочется расширить состав семьи, лишь бы только включить в игру понравившуюся фигурку теста.

Вторая часть теста — стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания (информация, сообщение, исходящее от определенного человека или обращенное к другому). Все карточки подразделяются на две группы. В первой — карточки с посланиями к членам семьи, самому себе, Господину Никто, то есть в них отражены реальные чувства и отношения (исходящие от ребенка чувства).

Например:

Этого человека я очень люблю.

На этого человека я часто злюсь.

Во второй группе ребенок имеет дело с чувствами, исходящими от других членов семьи, то есть с воображаемыми отрицательными и положительными чувствами (приходящие к ребенку чувства).

Например:

Этот человек меня крепко любит.

Этот человек на меня часто жалуется.

В оригинальном варианте Антони и Бене для детей 4—6 лет используются 28 высказываний, а для детей 6—10 лет — 68 карточек (в нашем варианте 56). Карточки содержат эмоционально положительные и эмоционально отрицательные высказывании, а 18 карточек — высказывания, свидетельствующие об избытке родительской заботы, опеки.

В нашем исследовании детей 6—10 лет оправдал себя редуцированный вариант методики СТО. Мы уменьшили число высказываний, так как большое количество сходных по содержанию «писем» не способствует установке ребенка на сотрудничество, на что указывают и чешские авторы. Таким образом, в каждую из двух категорий попадает 28 карточек (14 положительных и 14 отрицательных). Были также изменены некоторые формулировки высказываний из-за неудачного или непонятного их звучания при переводе на русский язык. Всего получилось 56 высказываний. Мы также не используем фигурки для более старших детей (кроме рисунка Господина Никто), а просим ребенка нарисо­вать свою семью, и в процессе раскладывания «писем» ребенок ориентируется на свой рисунок, чтобы никто из членов семьи не был случайно забыт. Рисунок семьи сам по себе несет важный диагностический материал для психолога и для родителя.

Инструкция:

На первом этапе ребенка просят нарисовать свою семью. Производят стандартный опрос (кто это, чем он занимается).

На следующем этапе проводится собственно сам тест СТО. Процедура обследования максимально приближена к игровой ситуации. После того как рисунок семьи выполнен и сделаны необходимые пояснения, ребенку предлагается поиграть в почту. Психолог показывает набор писем, которые ребенок в роли почтальона будет «разносить» своим членам семьи, при этом можно использовать пространство нарисованного им рисунка семьи, раскладывая около каждой фигурки стопки писем, психолог объясняет ребенку, что только он сам вправе решить, какое послание кому подходит (при этом необходимо подчеркнуть, что самому себе тоже можно послать письмо), некоторые письма могут подойти сразу нескольким членам семьи (а может быть даже всем, тогда ребенок должен сказать об этом психологу). Исследователь знакомит ребенка с Господином Никто — нарисованной на отдельном листке фигуркой мужчины в шляпе и пальто: ему надо будет посылать письма, которые не подходят никому.

Около каждой фигурки можно поставить свой почтовый ящик (коробка с прорезью). Это особенно важно для детей, которые расстраиваются из-за неравномерного распределения писем между членами семьи. Если ребенок умеет читать, то психолог предлагает ребенку решить: сам он будет зачитывать высказывания, написанные на карточках, или это будет делать психолог. Если «письмо» никому не подходит, оно опускается в коробку-ящик Господина Никто. Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отдает его психологу.

Исследователь отмечает в специальном бланке, кому адресован каждый пункт. Карточки надо предъявлять в таком порядке, чтобы положительные и отрицательные реакции распределялись равномерно, в завершение обязательно должны быть даны высказывания позитивной направленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: