Изменение технического состояния механизмов в процессе эксплуатации. Кривая Вейбула.
Дигностика
Список литературы
1. Балабанов, В.И. Нанотехнологии. Наука будущего. /В.И. Балабанов. - М.: Эксмо, 2008. - 256 с.
2. Рыбалкина, М. Нанотехнологии для всех. /М. Рыбалкина. - М.: Nanotechnology News Network, 2006. - 444 с.
3. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию. / Н. Кобаяси, пер. с япон. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 134 с.
4. https://www.ntsr.info/
5. https://www.e-plastic.ru
У значительной части изделий процесс изменения технического состояния, в зависимости от времени или пробега автомобиля, носит плавный, монотонный характер, приводящий в пределе к возникновению постепенных отказов. Проведенные исследования и накопленный опыт показывают, что в случае постепенных отказов изменение параметра технического состояния аналитически достаточно хорошо может быть описано двумя видами функций: целой рациональной функцией n-го порядка
где A0 - начальное значение параметра тех. состояния;
|
|
L - наработка, т. е. пробег или время работы изделия;
A1,.., Aп – коэф-ты, определяющие хар-р и степень зависимости у от L.
или степенной функцией
где A1 и b – коэф-ты, определяющие, интенсивность и хар-р изменения параметра технического состояния.
В практических вычислениях по формуле 1 как правило, достаточно использовать функции первого — четвертого порядка.
Таким образом, зная функцию y = φ (L) и предельное значение параметра технического состояния yп, можно определить из уравнения L = f (у)средний ресурс изделия. Достаточно часто закономерности изменения параметров, (например, зазора между накладками и тормозными барабанами, свободного хода педали сцепления и др.) описываются линейными уравнениями:
y = A0 + A1L
где A 1 - интенсивность изменения пар-ра тех. состояния, зависящая от конструкции и условий эксплуатации изделий.
Закономерности первого вида характеризуют тенденцию изменения параметров - технического состояния, а также позволяют определить средние наработки до момента достижения деталью, механизмом, агрегатом предельного состояния.
Кривая Вейбула. Зависимость износа(S ось y) от пробега(L ось х). Делится на 3 участка:1-обкатка, 2-нормальная эксплуатация, 3-старение.
Диагностический параметр - это параметр, косвенно характеризующий работоспособность объекта диагностирования.(Вибрация, расход топлива, мощность)
Они должны отвечать след. основным требованиям:
- однозначности
- стабильности
- широты изменения
- доступности и удобства измерения
- информативности
- технологичности
Под однозначностью понимается соответствие каждому значению диагностир. параметра, только одного вполне опред. значения параметра выходного процесса.
|
|
Широта поля изменения предусматривает наибольшее отклонение диагностич. параметра при заданном изменении структурного параметра.
Стабильность определяется получением однородных значений диагностич. параметра при нескольких измерениях.
Доступность и удобство измерения опред. конструкциями изделия и диагностич. средства.
Информативность параметра определяется удельным весом опред-х им отказов диагностированного объекта.
Удельный вес характеризуется частотой и стоимостью устранения отказов.
Технологичность измерения параметра опред-ся удобством подключения диагностир. аппаратуры, простотой измерения и обработки результатов измерений.
Диагностические параметры подразд. на частные и общие или интегральные.
Частные указывают на определенные неисправности или отказ диагностиров. обьекта.
Общие или интегральные характеризуют общее технич. состояние диагностиров. обьекта.
Диагностические параметры также бывают зависимые(используются при сопоставлении нескольких параметров) и независимые(указывают на конкретную неисправность).
В зависимости от глубины контроля парам. подразделяют на парам. проверки общего техн. сост. и парам. углубленного диагностирования.
По содержанию передаваемой информации парам. подразд. на 3 гр.:
1 – дающие информацию о техн. сост. объекта, но не характеризующие его функционирование;
2 - дающие информацию о функционировании объекта, но не дающие информацию о техн. сост.;
3 – комбинированные, дающие информацию о техн. сост. объекта и о его функционировании.