Б) пьет из чашки, которую держит взрослый.
А) ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.
В) переступает, держась за барьер.
Б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.
А) сам садится, сидит и ложится.
Месяцев
1. Эмоции и эмоциональное поведение: смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.
Материал –игрушки, находящиеся на месте бодрствования ребенка.
Методика выявления: наблюдаемый ребенок бодрствует среди других детей. Наблюдают за ним не менее 20 мин.
Поведение ребенка: смотрит внимательно, с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его действиям, тянется к игрушке.
2. Действия с предметами:
а) игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств.
Материал –мяч, миска с шарами, кастрюля или бидончик с крышкой, погремушка.
Методика выявления: игрушки кладут так, чтобы ребенок их видел. Наблюдают не менее 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками, взрослый показывает ему одно-два действия, побуждая к игре: толкает рукой мяч, снимает крышку с бидончика, пододвигает игрушки к ребенку и наблюдает. Если ребенок не пытается действовать, взрослый его рукой достает шар из миски и толкает его, наблюдая за дальнейшими действиями ребенка.
Если ребенок не играет, спрашивают взрослого, какие у него игрушки, как он играет, может ли катать мяч или шар, гремит ли погремушкой, может ли вынуть шар из миски, снять крышку и др.
Поведение ребенка: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взрослого. Выполняет любые два действия.
Взрослый рассказывает, как играет ребенок, и отвечает утвердительно на 2-3 вопроса.
б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.п.).
Материал –мяч, миска с шарами, кастрюля или бидончик с крышкой, погремушка.
Методика выявления: привлекают внимание ребенка к игрушкам, повторно показывают и называют три действия с ними, имеющиеся в опыте ребенка ("Покатили мяч, опять покатили..."). Наблюдают не менее 20 мин.
Если ребенок не играет, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, играет ли он с ребенком, показывает ли действия с игрушками, подражает ли ему ребенок, действует ли он повторно.
Поведение ребенка: смотрит на действия взрослого и подражает: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует повторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.
Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.
3. Движения общие:
Материал –яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: если ребенок лежит на животе, показывают ему игрушку сверху и сбоку на расстоянии 70 см, если сидит — показывают сбоку и снизу и кладут вне его досягаемости. Наблюдают.
Помощь ребенку: если ребенок не садится, ему помогают лечь на бок, подтянув слегка за руку вверх, а затем, поддержав за спину и руку, помогают сесть. Если нет условий для диагностики, спрашивают у лица, сопровождающего малыша, сидит ли ребенок, сам ли садится или его сажают, как он опускается – падает или ложится.
Поведение ребенка: поворачивает голову, чтобы увидеть игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом.
Взрослый отвечает утвердительно на первый и второй вопросы и рассказывает, как ребенок ложится.
Материал –яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: ребенку, лежащему на животе, показывают и предлагают игрушку, ее поднимают и ставят на барьер. Потом игрушку кладут на подстилку сзади стоящего ребенка. Наблюдают не менее 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не может встать с колена, взрослый сам поднимает его и придерживает его руки на барьере.
Если нет условий для проверки, спрашивают взрослого, может ли ребенок сам, без поддержки, держась за опору, встать и стоять, может ли опуститься или падает, расслабляя руки.
Поведение ребенка: цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на прямых расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.
Взрослый отвечает утвердительно на первый и второй вопросы;
Материал –яркая игрушка.
Методика выявления: ребенок стоит у барьера, игрушку медленно передвигают по барьеру в сторону от ребенка на 70 см - 1 м и в течение 1 мин. наблюдают.
Если нет условий для проверки, задают вопросы ухаживающему за ребенком взрослому, как и сколько ребенок стоит, держась, может ли переступать, передвигается ли он вдоль барьера.
Поведение ребенка: идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы.
5. Подготовительные этапы развития понимания речи:
а) на вопрос "Где …?" – находит несколько (два-три) предметов на постоянных местах.
Материал – игрушки, известные ребенку, стоят на постоянных местах.
Методика выявления: спрашивают поочередно о двух-трех предметах ("Где...?"). Вопрос о каждом предмете задают до три раз с паузой 5 с.
Помощь ребенку: если ребенок не ищет взглядом предмет, взрослый подносит его ближе, чтобы ребенок увидел то, о чем его спрашивают (только к одному предмету).
Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, понимает ли ребенок названия предметов, сколько слов он понимает, как его проверяют, спрашивают ли: "Где...?"
Поведение ребенка: на вопрос: "Где...?" – поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета.
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос и рассказывает, как проверяет понимание слов и сколько слов понимает ребенок;
б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например "ладушки", "дай ручку" и др.
Методика выявления: ребенка просят "Сделай ладушки" (без показа) или "Дай ручку". Инструкцию повторяют два раза. Проверяющий взрослый должен быть знаком ребенку.
Помощь ребенку: если ребенок не выполняет задание, можно показать требуемое движение 2-3 раза, действуя его руками и сопровождая действия соответствующими словами, после чего опять повторить просьбу: "Сделай ладушки", "Дай ручку".
Если нет контакта с ребенком, спрашивают взрослого, может ли малыш по просьбе выполнить какое-либо движение, действие, просят назвать его.
Поведение ребенка: по просьбе выполняет одно из движений. Взрослый отвечает утвердительно и рассказывает, что делает ребенок.
5. Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги.
Методика выявления: за ребенком наблюдают не менее 30 мин.
Помощь ребенку: если ребенок за время наблюдения не произносил какие-либо звуки, его надо вызвать на подражание, произнося перед ним повторно до 4-5 раз один-два слога (с паузами).
Задают вопросы взрослому, какие слоги произносит ребенок, долго ли он лепечет.
Поведение ребенка: произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).
Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, и утвердительно отвечает на вопросы.
6. Навыки и умения в процессах:
Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком, которому дали в руку кусочек хлеба (корочка с небольшим количеством мякиша), кормят, давая возможность одновременно есть хлеб.
Помощь ребенку: если ребенок не ест хлеб, взрослый, придерживая его руку, сам направляет хлеб к его рту. Если и после этого он не ест хлеб, проверка овладения умением прекращается.
Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, дают ли во время кормления ребенку корочку хлеба, ест ли он хлеб, который держит.
Поведение ребенка: держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы.
Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком. Взрослый подносит чашку с питьем к его рту и предлагает пить.
Помощь ребенку: если ребенок не начинает пить, взрослый подносит чашку к его губам, прикасаясь к ним, кладет руки ребенка на чашку. Если он приоткрыл рот, можно слегка наклонить чашку, чтобы ребенку легче было пить.
Задают вопросы взрослому, пьет ли ребенок из чашки, проявляет ли активность.
Поведение ребенка: при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы: «Протягивает ли малыш руки к чашке, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку?»
1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под соответствующую мелодию.
Материал – металлофон.
Методика выявления: ребенок стоит или сидит. Взрослый играет или поет спокойную мелодию в течение 30 с, после паузы (3-5с) играет или напевает знакомую ребенку плясовую мелодию в течение 30 с, а затем, после паузы, — опять спокойную.
Помощь ребенку: если поведение ребенка не меняется во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает его руками, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокойно слушает. Если при повторной проверке ребенок не реагирует адекватно, проверка прекращается.
Взрослому задают вопросы: поет ли он ребенку какие-либо песни, пляшет ли с малышом, как тот реагирует на веселую плясовую мелодию?
Поведение ребенка: спокойно слушает спокойную мелодию, под плясовую - воспроизводит освоенные плясовые движения.
Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.
2. Эмоции и социальное поведение: