Частные вопросы веры Божией извращаемой сектантами
Разбор возраженин сектантов
Сектанты говорят: напрасно молиться за умерших, так как в загробномъ мире нет перехода из ада в Рай, как сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре (Лук. 16, 19-31).
Православный ответ: Верно, перехода из ада в Рай не было, доколи Христос не победил ада (Откр. 1, 18) и не вывел из ада души с верою ожидавших его, как сказано об этом: 1 Петр. 3, 18-20; 4, 6; Ефес. 4, 8-10. С этого часа возможно облегчение участи умерших.
Истинный смысл притчи тот, что, если и мертвый воскреснет, противники Христовы не поверятъ Господу. Так и случилось, когда воскрес Лазарь.
Сектанты говорят: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Псал. 48, 8).
Православный ответ: Здесь говорится про избавление от смерти телесной, что сколько ни старайся, а всякий человек должен умереть. Это объясняют дальнейшие стихи, которых не желают вычитывать сектанты: Псал. 48, 9-10. Если же понимать, что не должно молиться за умерших, тогда нужно признать, что и за живых нельзя молиться, однако, за живых и сектанты молятся.
|
|
Сектанты говорят: Рим. 8, 1: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу: мы веруем, что не будем судимы и молитвы нам не нужны.
Православный ответ: Кто верит, тот не будет судиться за безв-ерие, но должен дать отчет во всяком деле, а «всемымногосогрешаем» (Иак. 3, 2). Для совершенствования и нужна молитва.
Сектанты говорят: Рим. 6, 7: «умерший освободился от греха» - ему и молитвы не нужны.
Православный ответ: Умерший не может пьянствовать и блудить, но отвечать за свои грехи будет (Откр. 14, 13), посему и молитва нужна для благодатного освобождения от старых пороков и озлоблений.
Вопросом о молитвах за умерших заканчивается общее изложение христианского мировоззрения, предлагаемого в противовес извращенному мировоззрению сектантов, погрешивших против догмата Церкви Божией. Все другие вопросы сектантского мудрования являются частными вопросами, имеющими то, или другое отношение к изложенному уже и рассматривать их следует, хотя и в связи со всем мировоззрением христианским, но как вопросы частные. Их мы предлагаем без особой системы, а по м-ере необходимости и возможности изложить их. Таковы вопросы, поднятые адвентизмом и толстовщиной.
(Против адвентистов)
Учение Ветхого Завета
Господь создал тело человека из земли, а душу от Своего дуновения:
«Создал Господь Бог человека из праха земного... вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7).
И у жнвотных есть «душа», но она не от дуновения Божия, а прямо от природы:
|
|
«и сказал Бог: дапроизведетвода пресмыкающихся, душуживую... дапроизведетземлядушуживую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» (Быт. 1, 20-24).
В Пнсании потому и говорится, что душу (животных) есть возможно; но это законом запрещено:
«Все движущееся, что живет, будет вам в пищу: как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9, 3-4).
«Никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3, 17).
Значит, в Писании должно отличать душу человеческую от души животной (Лев. 17, 11; Втор. 12, 23).
Душа жнвет в теле, как в жилище:
«Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою: Он (т.е. Бог) отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» (Ис. 38, 12).
Бог «слугам Своим не доверяет; и в Ангелах Своих усматривает недостатки, тем более вобитающихвхраминахизбрения» (Иов. 4, 18-19).
Душа представляется самостоятельной, выходящей и входящей в тело человеческое:
«Услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил» (3 Цар. 17, 22).
Отшествие души в загробный мир называется также отшествием к Богу:
«И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7).
Душа после разрушения тела жнвет как бы в особой обители:
После смерти «отходит человек в вечный дом свой» (Еккл. 12, 5).
Товит молился Богу: «Повели освободить меня ввечнуюобитель» (Тов. 3, 6).
Преисподняя, как жилище душ умерших людей, налолнена живыми, сознающими и говорящими душами:
По поводу смерти Навуходоносора прор. Исаиа пишет: «ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! И ты стал подобен нам» (Ис. 14, 9-10; ср. Иез. 31, 3-18).
Загробное состояние душн в Писании называется различно: то «домом Своим» (Еккл. 12, 5 ), то «вечной обителью» (Тов. 3, 6), то «местом отцов», то преисподней и др. названиями:
Такая неопределенность зависит от того, что человек не может представить себе загробного бытия, так как не переживал его. Подобно тому, как слепой не имеет представления о цветах - красном, зеленом и др., хотя и знает от других людей, что таковые цвета есть, и не имеющий обоняния не различает запахов, хотя верит в их существование, - так же и человек, не испытавший загробной жизни, не знает какова она, но верит в нее чрез достоверные свидетельства Божии. Посему и называет загробную жизнь разными словами, не определяющими места, но дающими предстанление о загробных душевных переживаниях - хороших, или тяжких.
Тем не менее всюду в Ветхом Завете свидетельствуется о сознательной жизни души за гробом.
Мертвые даже могут ходатайствовать за жнвых:
«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер. 15, 1).
«Праотец твой согрешил, ходатаи твои отступили от Меня» (Ис. 43, 27).
Иуда «видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго... что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский». О другом муже, также молящемся, сказалъ Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе - Иеремия, пророк Божий» (2 Мак. 15, 12-14).
Ветхозаветное Писание описываемыми вндениями доказывает, что умершие жнвут в загробномъ мире, хотя и без тела, но в полном сознании и разуме:
Самуил, по вызову волшебницы, вышел к Саулу, обличил царя в нечестии и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши; «завтра ты и сыны твои будете со мною»; значит, в таком же сознательном состоянии, как и Самуил, знающий все, что делается, находятся и все души людей. (1 Цар. 28, 11-19).
Это же подтверждает и Иисус Сирахов, говоря о Самуиле; «он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (Иис. Сир. 46, 23).
|
|
Итак, весь Ветхий Завет учит, во 1-х, что душа самобытна и отличается от тела, а во 2-х, что она живет после смертной разлуки с телом, живет разумной, сознательной жизнью.