По
Музеи региона, осуществляя научно-исследовательскую работу, восполняют творческие пробелы коллекций отдельных художников. Музейные работники формировали архивы выставок, библиографические материалы местных мастеров, публиковали очерки, буклеты, брошюры и, несомненно, способствовали популяризации изобразительного искусства.
Так, еще в 1959 г. Ростовским областным музеем изобразительных искусств было опубликовано 8 материалов о творчестве художников Дона. При тесном сотрудничестве с Союзом художников сотрудниками музея была оказана консультативная помощь художникам по работе над новыми произведениями, путем посещения мастерских и подборе материала в библиотеке музея.
Восстановлению многих пробелов, воссоздающих те или иные черты культурного развития довоенного и послевоенного времени, помогают старейшие донские художники такие, как С.С. Скопцов, Т.Ф. Теряев, К.Е. Баланова, А.С. Кулагин, В.М. Кленов, а также их родственники. На Кубани этой деятельностью занимаются Г.А. Булгаков, И.К. Халюткин, В.И. Сидоров, В.И. Бирюков.
|
|
Художественные музеи Кубани, Дона, Ставрополья имеют немалые возможности для популяризации творческого наследия художника. Одной из форм взаимодействия с художником в музеях региона являются просветительские мероприятия, которые стали традиционными. Проведение их осуществляется на различных фондовых и коммерческих выставках, участником-экспонентом которых является местный художник.
Обычно на различные церемонии чествования художников, посвященные знаменательным памятным датам, приглашаются сами мастера, которые знакомят посетителей музея со своим творениями, с планами выставочной деятельности. Нередко в период функционирования выставки на ней проходит встреча художника-экспонента с посетителем. Таких
художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч.-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1998. С. 38.
Ill
примеров можно привести множество, тем более, если рассматривать мероприятие в ретроспективе сотрудничества музеев с художественным сообществом региона.
За последний период в Краснодарском художественном музее прошло большое количество научно-просветительских мероприятий с участием кубанских художников. Так, в 2003 г, в преддверии праздника «Памяти Великой Победы» музей собрал 16 художников - ветеранов, членов краевого Союза художников. По краевой целевой программе был подготовлен выставочный проект «И была война», включавший произведения этих художников из фондов музея. К событию был издан буклет под тем же названием. Сотрудники музея организовали встречу художников с посетителями музея, вручили ветеранам памятные призы.
|
|
Ставропольский музей изобразительных искусств не только осуществляет новые выставочные проекты, но и совместно с художниками создает образовательные программы. Примером может служить сотрудничество музея с художником, членом Союза художников России, педагогом детской художественной школы г. Ставрополя - Евгением Саврасовым. Ему принадлежит особое место в художественной жизни края и педагогической деятельности. Е, Саврасов разработал специальный курс «Введение в художественное конструирование»54 для детских художественных школ, который уже к началу 1990-х гг. стал самостоятельной авторской программой.
В центре данной программы - преподавание первооснов художественного конструирования, дизайна. Методика уникальна по своему содержанию: это целостная система, ставящая своей целью воспитать чувство гармонии формы и цвета, умение приводить в соответствие внешнее внутреннему содержанию. Е. Саврасов был участником выставки
53 ГАРО. Ф. 4399. Оп.1. Д. 44. Л. 21.
54См.: Бендюк О.Б. Дети. Форма. Цвет, или Арт-педагогика Евгения Саврасова // Динамическая симметрия в науке, искусстве и реальной жизни: Сб. материалов к фестивалю симметрии. Ставрополь, 2003. С. 229.
112 «Творчество преподавателей детских художественных центров», которая
демонстрировалась в Москве в павильоне «Культура» в 1994 г55. В настоящее
время музей реализовывает свои образовательные возможности, проводя
просветительские мероприятия, и мастер классы художника.
Художественные музеи региона склонны рассматривать все формы сотрудничества с художниками как многоплановую проблему, которая охватывает все аспекты профессиональной работы. Определяющим условием успеха формирования коммуникационных каналов является тесное взаимодействие с местным Союзом художников, а также точность и объективность критериев тех явлений регионального искусства, с которыми приходится иметь дело, отбирая произведения для коллекции, создавая экспозиции, ведя их изучение и последующую популяризацию.
Взаимодействие музея и художника нацелено на дальнейшее совершенствование организационных форм всей музейной деятельности.
Коллекционирование произведений искусства как культурно-социологический феномен всегда отражает не только личность, интересы и вкусы собирателя, но также и уровень существующей культуры, позволяя проследить степень восприимчивости общества к художественным ценностям. Представляя собой продукт культуры и зачастую соседствуя с меценатством, коллекционирование является одним из интереснейших видов человеческой деятельности и по отношению к некоторым сферам художественной жизни имеет «руководящий» характер, так как собиратели всегда воздействуют на состояние современной им культуры и ее будущее.
Белая З.А. Ученики ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова на Ставрополье: Материал к выступлению на науч.-практ. конф. «Столетие художественного образования на Дону» // Из опыта научно-исследовательской работы художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч.-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 3998. С. 44.
113 Отношения между музеем и коллекционерами прошли долгий путь
развития. Они определялись как существовавшими в тот или иной период
правовыми нормами, так и взаимоотношениями конкретных музейных
работников и коллекционеров. Иногда плодотворному сотрудничеству
мешал определенный своеобразный «снобизм» музейных работников, иногда
- явная боязнь коллекционеров потерять свои сокровища. Собиратель
подспудно видел в музее государство, готовое в любой момент отобрать
|
|
коллекцию.
В советские годы собирать предметы искусства в нашей стране не стали меньше, хотя органы государственной власти противились чрезмерной концентрации художественных ценностей в частных руках56. Именно последнее обстоятельство способствовало тому, что пути и способы создания коллекций в советскую эпоху были нередко прихотливы и загадочны. Петербургский художник Валерий Мишин утверждает, что за парадоксальной чередой обменов стояли реальные люди и реальные коллекции. Как бы то ни было, в советский период возникли интереснейшие частные собрания. Коллекционировали все: народную игрушку, экслибрисы, игральные карты, художественное оружие, иконы, палехскую миниатюру, каслинское литье и т.д.з7
Однако самую высокую ступень в своеобразной иерархии коллекционерских увлечений, за неимением в нашей стране античных и прочих средиземноморских древностей, занимала живопись. Коллекционерская страсть охватывала в равной мере академиков и простых инженеров, педагогов и врачей, артистов и партийных деятелей.
Во все времена коллекционеры играли заметную роль в культурной жизни. Они охотно рассказывали о предмете своего увлечения. В советский период работниками музеев проводилась кампания по привлечению частных собраний в музей. Для этого составлялись списки коллекционеров.
56 См.: Золотарев А.В. Судьба одной коллекции // Коллекционер. 1997. № 5. С. 28.
114 Собирателям произведений искусства объясняли, что все делается для их же
блага, чтобы избежать хищений: государственная ценность должна
защищаться. Однако люди не верили в искренность государства и осторожно
относились к обещаниям. Реально коллекционеры всегда находились под
подозрением у советского государства.
В 1970-1980-е гг. комитеты по культуре Москвы и Ленинграда
пытались заняться учетом частных коллекций. Конечно, только с
разрешения их владельцев, которым постановка коллекций на
государственный учет давала солидные льготы. Например, владелец
коллекции мог получить благоустроенную квартиру, приобретал право на
|
|
внеочередную установку телефона, его жилье ставили на специальную
охрану.
Только в конце 1980-х гг. для многих коллекционеров стали возможными свободный обмен или продажа коллекционных предметов, выезды за рубеж и т.п. Организованные в то время Советский фонд культуры и Клуб коллекционеров много внимания уделяли устройству выставок из частных собраний, сначала - внутри страны. Эти выставки, собиравшие множество посетителей, стали предвестием новых веяний, свободы в области культуры и искусства. Они официально заявили об огромном значении и ценности частных коллекций. Между государственными музеями и частными собирателями иногда разворачивалась настоящая конкуренция за обладание той или иной картиной. Данное соперничество, в равной степени лестное и для собирателей, и для музеев, свидетельствовало о хорошем глазе, по-настоящему профессиональном подходе коллекционеров, стремившихся приобрести вещи музейного уровня.
Демиденко Ю. С.А. Шустер: Коллекционер среди коллекционеров // Наше наследие. 1999. №48. С.138.
58 См.: Михайлова Н.В. Историко-культурное наследие России: проблемы охраны.
М., 1999. С. 7; Селютин В. Н. К вопросу и законодательных основах политики охраны
культурных и исторических ценностей нашей Родины // Музей и туризм: подготовка
кадров, Опыт и перспективы. СПб., 2005. С. 23.
59 См.: Частные коллекции в России < Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. >.
115 Формирование частных коллекций, поступивших в собрание музеев
региона, развивалось по двум направлениям: 1) поступление собраний от
коллекционеров, дарителей; 2) произведения художников, принадлежавшие
наследникам мастеров.
Не случайно крупные музейные выставки нередко проходили при участии работ из собраний частных коллекционеров. В августе 1958 г. в Краснодарском художественном музее состоялся первый опыт подобного рода - выставка живописи, графики, прикладного искусства из частных собрании города и края.
Музей через средства массовой информации обратился к жителям Кубани с просьбой предоставить ему возможность показать имеющиеся у них картин, скульптуры и вещи прикладного искусства на организуемой музеем выставке художественных произведений частных собраний.
Первая такая сборная выставка не могла отличаться полнотой. Музей не предусматривал какого-нибудь определенного тематического плана выставки, а собрал все, в какой-то мере отвечающее требованиям искусства. Но даже и при этих условиях на выставке оказались произведения подлинно художественного качества. Например, Краснодарский Дворец пионеров представил очень хороший пейзаж художника Е.Э. Дюкера, который в 1872 г. в Петербурге принимал участие во второй выставке художников-
£ 1
передвижников.
Во владении краснодарского коллекционера С.А. Довбия находился отличный этюд «Голова крестьянина» работы художника В.Е. Маковского. Предположительно, эта работа в 1909 г. выставлялась на 37-й выставке передвижников в Петербурге и Москве. С согласия владельца эта картина приобретена музеем. Из собрания сочинского коллекционера Г.П. Гурьянова
См.: Екатеринодар - Краснодар. 1793 - 1993: Справочник / Ред, и сост. И.Ю. Бондарь, Краснодар, 1993. С. 668.
61 Богоявленский М. Интересная выставка //Сов. Кубань. 1958. 27авг. С. 3.
экспонировались зарисовки Парижа и Рима, сделанные академиком A.M. Герасимовым во время его путешествия во Францию и Италию в 1934 г.
Нашлось и несколько очень интересных произведений прикладного искусства, главным образом, фарфора русских фарфоровых заводов первой половины XIX в. и саксонского фарфора XVIII в.
Первый опыт показа частных собраний продемонстрировал положительный ресурс продуктивного сотрудничества музея с владельцами художественных произведений, а дальнейшее взаимодействие с ними позволило организовывать лучшие музейные экспозиции, приобрести качественные работы.
Вероятно, высокий смысл труда коллекционеров в том и заключается, чтобы восполнять те лакуны, которые есть в крупных музейных собраниях. Государственная культурная политика, экономические условия, официальная история искусства, личные увлечения музейных хранителей и директората -все влияет на политику комплектования музейных фондов. Однако дух времени и вкус эпохи точнее всего сказываются именно в собраниях частных
лиц.
Исследования в области коммуникативных связей музея и коллекционера очень сложны, так как сложна степень доверия между музеем и владельцем коллекций. Очень трудно перейти на новые грани взаимодействия, когда сложился негативный опыт недоверия коллекционера к государственному учреждению. Опыт таких сложных контактов с частными коллекционерами имел место в Краснодарском краевом художественном музее. По свидетельству работников музея, с 1979 г. между музеем и краснодарским коллекционером Виталием Сергеевичем Смирновым шли переговоры о приобретении его личной коллекции. Данное собрание было представлено произведениями конца XVII - начала XX вв.,
62 Богоявленский М. Интересная выставка //Сов, Кубань, 1958. 27авг. С. 3.
63 См,: Демиденко Ю. С.А. Шустер: Коллекционер среди коллекционеров // Наше
наследие. 1999. №48. С.145.
117 преимущественно русского и западноевропейского искусства. Особую
ценность представляли работы русского живописца Н.В. Харитонова.
Коллекционер совместно с работниками музея занимался поиском сведений
о самом мастере и его произведениях. В Государственном архиве
Краснодарского края хранится переписка B.C. Смирнова с искусствоведом
Е.М. Беликовой. Е.М. Беликова в своем письме B.C. Смирнову от 5 апреля
1976 г. писала «...Я послала вашему музею список существующих картин
Харитонова. Их около 20, но местонахождение неизвестно. Этот список я
перепишу, и если это Вас интересует, я Вам его пришлю. Когда я
освобожусь, то съезжу в Академию Художеств, а там должны быть следы его
учебы и деятельности. Получил ли музей мое письмо? Я его послала, т.к. там
много интересных сведений. Я не знаю, что будет музей делать дальше»64.
А музей готовился к приобретению коллекции. На начальной стадии переговоров планировалось организовать в залах музея выставку из собрания коллекционера с последующей закупкой произведений. В своем письме от 4 февраля 1982 г. Е. М, Беликова советовала B.C. Смирнову: «... свои картины харитоновские Вы, безусловно, должны завещать музею, чтобы они не разошлись по разным рукам»65.
К сожалению, эта частная коллекция так и не стала достоянием музея. Основная причина - невозможность финансирования. Однако были и другие причины. Коллекционер готов был даже подарить свою коллекцию городу с последующей передачей в музей, но выдвинул условие о сохранении в постоянной экспозиции - зала имени B.C. Смирнова. Данное требование не устроило музейных работников. Со стороны музея были предприняты попытки осмотра коллекции, но своей практической реализации ни в виде выставочного проекта, ни в виде приобретения это собрание не получило.
м ГАКК. Ф, Р-1609. Оп. 8. Д. 63. Л. 91.
65 Там же. Л. 92.
66 Интервью Т.А. Сальниковой со старшим научным сотрудником ККХМ
С.Н. Пыхтиной. Краснодар, 2004. Июнь.
118 В настоящее время коллекция принадлежит единственной дочери B.C.
Смирнова - Елене Смирновой. Музей привлекал отдельные работы из этого
собрания на свои монографические проекты, например выставку
произведений Н.В. Харитонова67. Пример этой частной коллекции, так и не
попавшей в музей, отражает негативный опыт сотрудничества музея и
коллекционера в советскую эпоху.
Частное собрание и музей - это вопрос особый и в наши дни, чаще всего болезненный. Выставки68 и консультации, каталоги - замечательные примеры совместной деятельности, но долгая история отношений музеев и собирателей породила массу недоговоренностей и взаимных обид. Коллекционеры не всегда доверяют музейным экспертизам, при этом сами не очень заботятся о точной истории вещей. Работники музея на собственном опыте убедились, что в любом частном собрании есть сомнительные по атрибуции произведения, однако и музейные сотрудники не застрахованы от ошибок. Государственные музеи не всегда имели возможность выполнить условия дарения с одной стороны, с другой - не всегда имеют возможность потребовать от наследников точного выполнения завещания.
Негативные примеры взаимоотношений между музеем и коллекционером складывались не только на региональном, но и на столичном уровне.
Собрание известного петербургского коллекционера А.И. Шустера после его смерти было передано в Государственный Эрмитаж, но, вопреки обещаниям музейной администрации, в экспозицию вошли лишь некоторые произведения из коллекции. Еще совсем недавно многие собиратели Москвы и Петербурга готовы были завещать свои собрания Третьяковской галерее или Русскому музею, но только в том случае, если они будут в полном
Методические рекомендации к проведению экскурсий по выставке «Наследие Ф.А. Коваленко»: Рукопись, Архив Краснодарского краевого художественного музея, Краснодар, 1994. С. 3.
68 Так, в Краснодарском художественном музее в разное время прошли такие проекты, как «Выставка произведений художника А,П. Мочалова» (1986 г.), «Наследие Ф.А. Коваленко» (1994 г.), «Метаморфозы от Никаса» (2004 г,).
составе включены в постоянную экспозицию. Это не устраивало
государственные собрания, и без того задыхающиеся от недостатка экспозиционных площадей69.
Сотрудничество между музеями и частными коллекционерами не должно ограничиваться экспертизой, атрибуцией, консультациями по вопросам реставрации. Самое важное - это ввести разрозненный материал личных коллекций в общий контекст истории отечественного искусства. Поэтому опыт взаимодействия с коллекционерами у региональных художественных музеев сложился богатый и многогранный, нацеленный со стороны музея в первую очередь на успешное комплектование фондов,
В музеях хранятся частные коллекции, приобретенные в результате дара или закупки у собирателя-земляка. Примечательно, что в XIX в. большинство художественных музеев в регионах России начинают свое становление на основе частных собраний. К таким музеям относится и Краснодарский художественный музей имени Ф.А. Коваленко.
В фондах музея находятся частные коллекции: его основателя Ф.А.Коваленко, академика Л.Ф. Ильичева, библиографа А.И. Слуцкого, персоналии многих кубанских художников, в частности, В.А. Пташинского, А.Е. Глуховцева, Г.А, Аветисъяна. Часть частных собраний хорошо изучена рядом специалистов. Исследования С.Н. Пыхтиной, В.Н. Мазуриной, О.В. Гармаш дают представление о художественных достоинствах коллекций Ф.А. Коваленко, Н.И. Воробьева, Л.Ф.Ильичева, А.Е. Глуховцева. Коллекции произведений В.А. Пташинского, Г.А. Аветисьяна подверглись исследованию, но подробно не изучались. Комплексного исследования
69 См.; Подробнее об этом: Демидеико Ю. С.А.Шустер: Коллекционер среди коллекционеров // Наше наследие. 1999. № 48. С.145.