Классификация функций государства
Понятие функции государства, их признаки и основания классификации.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
- это детерминированные социально политическими и экономическими условиями (1 признак) существования государства, объективно необходимые основные направления воздействия государства на общество (2), в которых отражается его сущность (3), осуществляемые для реализации поставленных задач и целей (4) в присущих ему формах и с помощью специальных методов (5).
По сфере деятельности:
а) внутренние (в пределах государственной границы);
б) внешние (за пределами государственной границы).
По продолжительности:
а) постоянные;
б) временные.
По значимости:
а) основные;
б) неосновные.
В зависимости от сущности государства или причин возникновения:
|
|
- классовые ф., возникающие для реализации интересов определенного класса, полит элиты и др
- общесоциальные ф., осуществляются с целью удовлетворения потребностей всего общества в целом
В зависимости от разделения гос полномочий, от принципа разделения властей
- законодательная
- исполнительная (управленческая)
- судебная
В зависимости от сферы деятельности государства
- внешние. Проявляются в деятельности государства на международной арене, в отношении с др государствами или международными организациями. Субъекты вступают в эти отношения на основе равноправия
- внутренние. Осуществляются только внутри страны, государство здесь выступает как верховный властный субъект.
1. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество:
1) Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
2)Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.
3) Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях.
|
|
4)Cоциальная функция. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
5)Функция развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе.
2. Внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга:
1)обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов.
2)Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий
3) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.
4) Интеграции в мировую экономику
Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.
· Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.
· От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.
· Правоохранительная деятельность, т. е властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и правообеспечительная - включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой объем организационно- подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.
|
|
- организационно-обеспечительная. Связана с работой по обеспечению различных мероприятий, кадровой работы, подготовкой документов
- организационно-идеологическая. Охватывает проведение педагогических, воспитательных, пропагандистких, разъяснительных мероприятий
-организационно-информационная. Состоит в сборе, переработке, анализе, изучении и хранении информации.
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
19. Механизм государства: понятие, признаки, структурные элементы и их характеристика.
Механизм государства — это целостная иерархическая система (1 признак) государственных органов и учреждений (2), практически осуществляющих государственную власть(3), для реализации задач и функций государства, обладающая для этого материальной базой (5).
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного го
сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
|
|
3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);
4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
20. Государственные органы: понятие, признаки
- это юридически оформленное организационно-обособленное звено механизма государства, состоящее из гос. служащих, обладающее властными полномочиями и определенной компетенцией, призванное решать задачи и функции государства.
Признаки:
1. юридически оформленное организационно-обособленное звено механизма государства. Данный признак означает, что гос. органы не могут существовать вне механизма государства, а так же то, что гос. орган должен иметь определенный статус
2. состоит из гос. служащий
3. имеет определенную внутреннюю упорядоченную структуру.
4. Обладает властными полномочиями по отношения к другим гос, а тем более негосуд. органам. Веления гос. органов обязательны для исполнения, а кроме того, они имеют право на легальное применение силы.
5. Обладает своей компетенцией. Компетенция – это законодательно установленный круг вопросов, которые гос. орган имеет право и/или обязан решать.
6. Создается для выполнения функций государства, достижения целей и задач государства.
7. Обладает определенной материальной базой.