Пользуются во Франции иммунитетом в отношении юрисдикции, как и
Иностранные государства в силу независимости и суверенитета
Суда 1-й инстанции о снятии ареста с этого парохода и указал, что
Был наложен арест. Апелляционный суд г. Экса поддержал решение
Иммунитете можно указать на дело о пароходе «Покровский», в
Более позднего периода применительно к позиции по вопросу об
Стать объектом мер взыскания. Из французской судебной практики
Быть привлечено в иностранном суде к ответу по иску, а имущество его
Что суверенное государство не может согласно международному праву
Называемое «пререкание о подсудности», в ходе которого
Германии. В соответствующем германском суде было возбуждено так
Признанный уважительным Министерством иностранных дел
Русского правительства, хранившиеся в банкирской конторе в
Правительства, на основании которого был наложен арест на средства
Сомнительному иску получил исполнительный лист против российского
Например, в 1916 г. некий германский подданный по более чем
Территориальную целостность и политическую независимость, г) каждое
Суверенитета, в) личность государства пользуется уважением, правом на
Равны, б) каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного
Суверенным равенством» понимается следующее: а) государства юридически
государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности». Из этого
следует, что ни одно государство не может осуществлять в отношении другого
государства какие-либо меры принуждения, несовместимые с суверенитетом
последнего, даже если оно действует на иностранной территории. Принципы
суверенного равенства и уважения суверенитета закреплены во многих
последующих международных документах: Декларации ООН о принципах
международного права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества между государствами, 1970 г., Заключительном акте Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Парижской хартии для
новой Европы 1990 г. и др.
Подходя к рассмотрению вопроса иммунитета государства, следует
подчеркнуть его международно-правовую природу. Кроме того, важно
отметить, что до появления на мировой арене советского государства принцип
иммунитета государства повсеместно и безоговорочно использовался и активно
поддерживался. В литературе приводились даже курьезные случаи обращения к
принципу иммунитета в судах западных держав. В частности, в 1883 г.
английский Суд Королевской Скамьи (King's Bench), будучи апелляционным
судом, признал, что независимый монарх (а речь шла о главе небольшого
колониального княжества) «не колеблет своего иммунитета, даже проживая в
Англии и вступая в договор под вымышленным именем, не исключая даже и
столь личного характера договора, как обещание жениться». Как видно,
понимание иммунитета в английской доктрине, если судить по приведенному
решению, не ограничивается вопросами «публичных актов» государства. Таким
образом, английская практика особенно твердо стояла на защите иммунитета
государства.
В судах Германии в начале века принцип иммунитета также проводился в
жизнь весьма устойчиво.
Германии. Царское правительство заявило протест по этому поводу,
рассмотрение со всей детальностью спора завершилось констатацией,
отношении которого в 1938 г. по требованию общества «Сосифрос»
В том же 1938 г. было вынесено решение английской высшей
судебной инстанцией по делу, связанному с пароходом «Cristina».
Палата лордов признала, что судно, перешедшее в собственность
испанского правительства, пользуется иммунитетом и не может быть
ни задержано, ни арестовано судебными властями Англии. Суд, кроме
того, подчеркнул, что судебные органы не должны привлекать к суду
иностранное суверенное государство против его воли независимо
оттого, направлен ли судебный процесс непосредственно против
государства или преследует цель изъятия определенного его
имущества.
Современное регулирование отношений в связи с провозглашением,
действием и защитой иммунитетов государства, а также их объемом и
содержанием строится большей частью на основе специального национального
законодательства. Во многих странах приняты отдельные акты, посвященные
иммунитету. Данная тенденция активно начала развиваться с 70-х гг. XX
столетия, когда в ряде государств Европы, Азии, Африки и Америки
развернулись правотворческие процессы в данной области в форме выработки
законов. Так, в Австрии в 1974 г. был принят акт, касающийся иммунитета
государства, в ранге федерального закона, в США в 1976 г. издан Закон об
иммунитете иностранных государств, Великобритания приняла в 1978 г. Закон
ь об иммунитете государств, Сингапур — в 1979 г. Закон об иммунитете
иностранного государства, ЮАР — в 1981 г. Закон об иммунитете
иностранного государства, Пакистан — в 1981 г. Ордонанс об иммунитете
государства, Канада — в 1982 г. Закон, предоставляющий государству
иммунитет в судах Канады, Австралия — в 1984 г. Акт об иммунитете
иностранного государства.
В нашем государстве вопросы иммунитета урегулированы в ст. 61 Основ
гражданского судопроизводства Союза ССР и ст. 435 ГПК 1964 г. (в ред. Указа
Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 августа 1980 г.). В Основах ГЗ
1991 г. говорится, что «особенности ответственности государства в
регулируемых гражданским законодательством отношениях с участием
иностранных юридических граждан и государств определяются законом СССР
об иммунитете государства и его собственности» (ст. 25). Более того, ст. 127 ГК
РФ 1994 г. практически дословно повторяет это положение. Из этого можно
заключить, что в нашей стране также планируется создание подобного рода
акта. С другой стороны, согласно ст. 124, 1204 ГК РФ установлено, что участие
Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в
гражданских отношениях осуществляется на равных началах с иными
участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В
принятом 30 декабря 1995 г. федеральном законе «О соглашениях о разделе
продукции» впервые за всю историю существования советской и позднее
российской государственности было закреплено положение о том, что в
соглашениях, заключаемых Российской Федерацией с иностранными
гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен
в соответствии с российским законодательством отказ государства от судебного
иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и
исполнения судебного и (или) арбитражного решения (ст. 23).
В других странах Европы положения, относящиеся к иммунитету
государства, содержатся либо в законах о международном частном праве, либо
в общих гражданско-правовых __________актах. Например, венгерский Указ Президиума
ВНР № 13 о международном частном праве 1979 г. устанавливает, что
венгерскому суду или иному компетентному учреждению не подсудны иски к
иностранному государству, иностранному органу государственной власти или
государственного управления, если они не отказались от иммунитета (ст. 56—
57).
Закон Чехии (в прошлом действовавший в ЧССР) 1963 г. о международном
частном праве и процессе определенным образом высказывается по проблеме
иммунитета государства: «Юрисдикции чехословацких судов и нотариатов не
подлежат иностранные государства и лица, которые на основании
международных договоров или иных правил международного права или
специальных чехословацких правовых предписаний пользуются в
Чехословацкой Социалистической Республике иммунитетом» (п.(1) § 47).
Вместе с тем далее закон предусматривает изъятия из приведенного правила:
«Однако юрисдикция чехословацкого суда налицо в тех случаях, когда
предметом производства является недвижимое имущество государства и лиц,
указанных в части 1, находящееся на территории ЧССР, или их права в
отношении такого недвижимого имущества, принадлежащего другим лицам, а
также права, вытекающие из правоотношений найма такого имущества, если
предметом производства не является оплата за наем; предметом производства
является наследство, в котором указанные в части 1 лица выступают вне своих
официальных функций; предмет производства относится к выполнению
профессии или осуществлению торговой деятельности лицами, указанными в
части 1, вне их официальных функций» (пп.(а)—(в) § 47). Но подлинный смысл
пониманию чехословацким законодателем иммунитета государства придает
последний из подразделов § 47, исключительно в совокупности с которым
должны трактоваться все предыдущие и который недвусмысленно утверждает,
что иностранное государство и лица, указанные в части 1, подчиняются
юрисдикции чехословацких судов и органов добровольно.