Форма государства. Функции государства – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в

Функции государства

Функции государства – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. На основе приведённого определения можно выделить признаки рассматриваемого явления. Во-первых, функции государства представляют собой основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Во-вторых, в функциях государства выражается его сущность, поэтому через них можно познать сущность государства. В-третьих, посредством выполнения своих функций государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом. В-четвёртых, функции конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. В-пятых, функции реализуются в определённых формах и определёнными методами.

Следует отметить, что функции государства носят объективный характер и обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, основными стоящими перед обществом задачами, а потому у государства нет выбора – выполнять их или не выполнять. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

К числу внутренних функций относится прежде всего правоохранительная. Она обеспечивает охрану господствующего способа производства, соответствующей формы собственности, установленного с помощью права правопорядка. В современных демократических государствах важное место занимает охрана прав и свобод граждан. Марксизм особо выделяет функцию подавления сопротивления классовых противников.

К внутренним относится также экологическая, функция охраны природы. Состояние окружающей среды в настоящее время обуславливает необходимость принятия мер по её охране и восстановлению не в рамках одного государства, а на международном уровне. Таким образом, экологическая функция, оставаясь внутренней, все больше приобретает характер внешней функции.

В современных условиях наряду с охранительными функциями возрастает удельный вес позитивных функций, связанных с поддержкой развития производительных сил общества и созданием социальных условий жизни членов той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке, патронате со стороны государства. Имеются в виду экономическая и социальная функции. Первая функция осуществляется посредством регулирования товарных отношений через налоговую, таможенную, антимонопольную политику, государственные закупки, субсидии, влияние на политику цен, регламентацию контроля за качеством продукции и др. Последняя – посредством осуществления программ в области здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Внешние функции государства проявляются в его внешней политике, отношениях с другими государствами. Важное место здесь занимает функция обороны от нападения извне. Этой функции соответствует функция захвата чужих территорий и сфер влияния, свойственная агрессивным государствам. Не менее важное место занимают функция поддержания мира и международного правопорядка, а также функция сотрудничества в сфере экономики, культуры, науки.

Помимо деления функций на внутренние и внешние существует дифференциация их на постоянные и временные, основные и вспомогательные.

Все функции государства осуществляются в правовых формах: путём правотворчества, исполнительно-распорядительной деятельности, применения права, контрольно-надзорной деятельности за исполнением законов.

Форма государства – это способ организации государственной власти. Она включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Следовательно, понятие формы государства охватывает организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями; методы и способы существования государственной власти. Форма государства зависит от его типа, соотношения классовых, социальных сил, исторических традиций, конкретно-исторических условий становления того или иного государства, национального состава общества и др.

Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Существует две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением. Среди монархий различают абсолютную и неограниченную. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами. К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия.

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями. Республики бывают президентские и парламентские. В парламентской республике парламент наделён не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, которое несёт перед парламентом ответственность. В президентской республике правительство ответственно перед президентом, который его непосредственно формирует при определённом парламентском контроле. Существуют и иные формы правления, не рассмотренные здесь.

Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти. Различают три формы государственного устройства: унитарное государство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Оно имеет одну систему высших органов, единое гражданство, одну систему законодательства и т.д.

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации, имеет две системы высших органов государственной власти (высшие органы федерации в целом и высшие органы субъектов федерации), две системы законодательства (федеральное и субъектов федерации). Федерация может быть договорной, конституционной или конституционно-договорной в зависимости от нормативного акта, закрепляющего эту форму государственного устройства. Они могут быть также симметричными (если субъекты обладают одинаковым правовым статусом) и асимметричными (если субъекты имеют разный правовой статус).

Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения определённых целей. Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет, органы конфедерации главным образом координируют, направляют в общее русло деятельность членов в той или иной сфере.

Политический режим представляет собой совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан. Все режимы можно разделить на две группы: демократические и антидемократические. При антидемократическом режиме подданные (граждане) лишены политических и иных прав, никакого участия в управлении государством не принимают, отсутствуют институты демократии. Разновидностями антидемократических режимов являются теократические и деспотические режимы Древнего Востока, полицейские режимы феодального государства, авторитарные и тоталитарные режимы современности. Демократический режим предполагает наличие определённой совокупности прав и свобод граждан, гарантированных должным образом, институтов представительной и непосредственной демократии, политического и идеологического плюрализма, демократического законодательства, закрепляющего систему демократических институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: