Толкование норм права

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Толкование – не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность, процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение – процесс понимания, осознания содержания норм «для себя». Разъяснение – это объяснение, доведение усвоенного содержания «для других».

Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов. Способ толкования – это совокупность однородных приёмов и правил толкования. Для установления смысла нормы используются разные виды знаний, которые и можно положить в основу классификации способов толкования. Ими являются знания о способах выражения и проявления норм права. Нормы права внешне выражены в языковой форме, существуют в виде языковых высказываний, «живут» в системе права, имеют свой генезис. Генетические связи оказывают влияние на их содержание. Нормы права, наконец, функционируют в определённой социальной среде, взаимодействуют с моралью, правосознанием, связаны с политикой, действуют в конкретных ситуациях. Знания об этих факторах также могут влиять на толкование. Этим четырём видам знаний соответствуют и четыре способа толкования: языковой, систематический, исторический и функциональный. Есть основания признать в качестве самостоятельного и логический способ толкования.

Языковой способ толкования основывается на знании языка, на котором сформулированы нормы права, на использовании правил морфологии, словоупотребления, синтаксиса. Юридической наукой сформулирован ряд правил языкового толкования. Во-первых, словам и выражениям закона следует придать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для иной их интерпретации. Во-вторых, если законодатель с помощью легальной дефиниции или иным путём определил значение термина, то именно в этом смысле и следует его употреблять. В-третьих, значение термина, установленного законодателем для одной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие. В-четвёртых, идентичным формулировкам одного и того же закона нельзя придавать разное значение, если это не следует из самого закона. В-пятых, нельзя придавать без достаточных оснований разным терминам одно значение. В-шестых, недопустимо такое толкование, при котором отдельные слова закона трактовались бы как лишние.

Систематический способ толкования основывается на системности права, на взаимосвязи и взаимодействии норм права в процессе регулирования. Он заключается в том, что при толковании одной нормы используются знания о других нормах, взаимосвязанных с толкуемой нормой. Связи норм права должны быть существенными, функциональными, когда эти нормы регламентируют различные стороны общественного отношения или, по крайней мере отношения близкие, взаимосвязанные. Это должны быть связи зависимости, дополнения, исключения.

Логический способ толкования складывается из совокупности различного рода приёмов логики, в ходе которых обрабатываются, осмысливаются, переосмысливаются материалы самой нормы. При этом интерпретатор не опирается на какие-то внешние источники толкования. Рассмотрим некоторые логические операции, которые используются при толковании.

Логическое преобразование. В ходе логического преобразования текст статьи обретает такую форму, при которой субъект нормы совпадает с подлежащим и вместо глагола изъявительного наклонения вводится глагол в сочетании с нормативными терминами.

Анализ понятий – неизбежная операция в ходе толкования норм права, имеющих общий и абстрактный характер. Анализ понятий позволяет получить более конкретизированные знания о содержании нормы права, более точно определить сферу её действия. При анализе устанавливаются прежде всего главные признаки понятия, определяется его объём, то есть круг, класс соответствующих объектов, охватываемых понятием.

Выводы от противного основаны на логическом законе противоречия. Два противоположных суждения о содержании нормы права не могут быть истинными, одно из них обязательно является ложным. Если мы установили истинность одного суждения, раскрывающего смысл нормы, то с полным основанием можно говорить, что противоположные ему будут ложными, не отражающими содержание норм права.

Выводы по аналогии как логический приём следует отличать от аналогии права как способа восполнения пробелов в праве. Например, законодатель, перечисляя какие-то обстоятельства, даёт лишь приблизительный их перечень, употребляя обороты «и другие», «в других случаях» и т.д.; тем самым законодатель уполномачивает лица, толкующие и применяющие норму права, расширить этот перечень за счёт других обстоятельств, аналогичным перечисленным.

Исторический способ толкования имеет целью установить смысл нормы права, исходя из условий, обстоятельств её возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, обстановке, причинах и поводах, вызвавших принятие толкуемого акта для определения целей и задач, которые преследовал законодатель, издавая его.

Функциональный способ толкования пока не является общепризнанным. Однако аргументы, приёмы, им охватываемые, в толковании так или иначе используются. В ряде источников эти приёмы назывались политическим или историко-политическим способом толкования. Функциональный способ опирается на знания факторов, условий, в которых функционирует действующее право. Известно, что право связано с политикой, моралью, правосознанием, действует в конкретно-исторической ситуации. При функциональном толковании как раз и используются аргументы, оценки, относящиеся к сфере политики, правосознания, морали, а иногда и обстоятельства конкретной ситуации. Функциональный способ толкования в этих условиях используется, главным образом, при установлении содержания правовых норм, включающих оценочные термины.

По объёму толкование может быть адекватным, распространительным или ограничительным.

При адекватном (буквальном) толковании действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приёмов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе анализа только её текстуальной формулировки.

При распространительном толковании действительное содержание оказывается шире буквальной формулы нормы, а при ограничительном уже. Ограничительное или распространительное толкование возможно только тогда, когда установлено несоответствие между действительным содержанием нормы права и её текстуальным, буквальным выражением. В противном случае будет нарушение законности. Любое ограничительное или распространительное толкование должно основываться на доказательствах, аргументироваться.

По субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование даётся органами, управомоченными на это государством. Оно является обязательным для других субъектов. Официальное толкование подразделяется на аутентическое и делегированное.

Аутентическое толкование даётся органом, издавшим толкуемый нормативный акт. Специального полномочия на аутентическое толкование не требуется. Оно вытекает из правотворческого полномочия органа. Если соответствующий государственный орган наделён правом издавать нормативные акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснения этим актам: кто уполномочен к большему, уполномочен и к меньшему.

Делегированное толкование основывается на законе. В этом случае закон прямо наделяет тот или иной орган правом давать толкование актам, изданным другими органами.

Официальное толкование, как аутентическое, так и делегированное может быть казуальным или нормативным.

Казуальное толкование формально обязательно только при рассмотрении конкретного дела. Однако действительное значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими инстанциями, например, Верховным Судом, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве своеобразных прецедентов толкования. Нижестоящие инстанции всегда ориентируются на практику толкования и применения законов вышестоящими органами и обычно следуют ей.

Нормативное толкование в отличие от казуального имеет общий характер и является обязательным при рассмотрении всех дел определённого рода, решаемых на основе нормы, которой дано такое толкование. Оно называется нормативным, потому что излагается в виде интерпретационных норм, предписывающих, как следует понимать и применять толкуемые нормы права. Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования. Нужно отметить, что данные акты являются правовыми: они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. В этом состоит их сходство с иными правовыми актами. В то же время, интерпретационный акт лишь толкует, объясняет иные нормы права, поэтому неотделим от толкуемого нормативного акта.

Неофициальное токование осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области не является официальной. Ими являются научные учреждения, учёные, адвокаты, юрисконсульты и др. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов. Сила и значение такого толкования зависят от личного авторитета интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его истолковательских выводов.

Толкование как специфическая юридическая деятельность имеет важное значение для правового регулирования, является необходимым условием существования и развития права. Толкование выполняет следующие функции.

1. Познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2. Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учётом конкретных обстоятельств.

3. Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.

4. Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. Таковы, например, разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.

5. Сигнализаторская функция. Толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: