Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Власть – это отношения, которые возникают между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.

Структура власти:

1) субъект (государство, население);

2) объект (на кого распространяется власть);

3) отношения по поводу власти;

4) регламентирующие нормы. Виды мотивов власти:

1) страх;

2) привычка к повиновению;

3) убежденность в повиновении;

4) авторитет;

5) доверие;

6) право;

7) воля и т. д.

Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний.

Виды власти:

1) власть вождя;

2) государственная власть;

3) политическая власть;

4) экономическая власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть;

7) церковная власть.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти.

Признаки государственной власти: 1) публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

2) универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

3) верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа;

4) легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

5) законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

6) легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;

7) легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т. д.);

8) опора на государственное принуждение;

9) использование системы налогов;

10) деление населения по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия:

1) метод насилия (принуждения);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Политическая власть – специфическая форма общественных отношений, в которых участвуют все субъекты политической системы.

Государство это исторически развивающееся явление, поэтому так как с поступательным развитием общества изменяется государство, то меняются и взгляды на государство.

В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать собственное определение государству. В этих определениях преобладал либо социальный, либо юридический, или иной мотив.

Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что государство представляет собой сложное, многогранное исторически меняющееся явление. Однако, всем государствам истории и современности присущи были общеи признаки.

1.Территориальность, т.е. государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Если в первобытнообщинном обществе членов рода племени объединяли кровнородственные отношения, то в государстве люди объединены по признаку проживания на определенной территории. Данный признак вызвал к появлению новые социальные явления:
а)гражданство;
б)подданство;
в)иностранец;
г)лицо без гражданства;
д)лицо с двойным гражданством;
е)государственная граница.

Гражданство - принадлежность лица к государству в респубике.
Подданство - принадлежность лица к государству в монархии.
Иностранец - лицо, принадлежащее к другому государству.
Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не имеющее доказательств своей принадлежности к какому-либо государству.
Бипатрид - лицо с двойным гражданством - лицо, принадлежащее к нескольким государствам.
Государственная граница - пространственные пределы осуществления государственной власти.

2.Наличие специального аппарата управления. Весь государственный аппарат власти подразделяется на следующие группы государственных органов:

а)органы представительной (законодательной) власти (парламент, местные органы государственной власти);
б)органы исполнительной власти (правительство, местные органы в государственном управлении);
в)правоохранительные органы (суд, прокуратура, адвокатура, нотариат);
г)карательные органы (полиция, исправительные трудовые учреждения, тюрьмы);
д)органы защиты отечества (армия, органы государственной безопасности).

3.Наличие налогов, т.е. изымание государством у населения определенных средств на специальные государственные цели.

4.Наличие права, т.е. изданием государством обязательных нормативно-правовых актов.

5.Суверенитет - свойство госудраственной власти, которое выражается в верховенстве государства по отношению к другим властям внутри страны и в независимости государства на международной арене.

Основные характеристики суверенитета:
а)только решение государства распространяется на все население и общественные организации данной страны;
б)возможность отмены любого незаконного решения другой общественной власти;
в)наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает другая общественная власть.

Государство - организация политической власти, обладающая специальным аппаратом принуждения, придающая силу для населения всей страны, характеризующаяся суверенитетом.

Исторический тип государства, подходы в типологии государств.

Исторический тип государства - совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам данного исторического периода.
В современной науке выделяют два подхода в типологии государств:
1.формационный;
2.цивилизационный.
Сущность формационного подхода состоит в том, что исторический тип государства определяется в зависимости от типа общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация - тип общества, которому свойственны определенные производственные отношения, т.е. экономическийбазис

, а также определенные политические, идеалогические, правовые отношения и т.д., т.е.надстройка. Историческая наука выделяет пять типов общественно-экономической формации:
1.первобытная;
2.рабовладельческая;
3.феодальная;
4.капиталистическая;
5.социалистическая.
За исключением первобытной формации всем остальным соответствует свой исторический тип государства. В связи с этим смена типов формации приводит к смене исторических типов государств. Сущность цивилизационного подхода состоит в том, что тип государства определяется в зависимости от уровня научно-технического прогресса и уровня жизни населения. В рамках данного подхода выделяют две теории:
1. Теория стадии экономического роста. Ее сформулировал У.Ростоу, ученый социолог, американский политический деятель.
В соответствии с его теорией все государства в зависимости от уровня их экономического развития можно отнести к следующим пяти типам:
а) традиционное государство, в котором наука и техника - на очень низком уровне развития;
б)переходное государство, в котором закладываются основы будущих научно-технических преобразований;
в)государство переживающее процесс развития науки и техники, когда наблюдается взлет научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве;
г)созревающее государство - когда на основе научно -технических разработок достигается устойчивый рост производства;
д)государство, достигшее высого уровня жизни населения.
2. Концепция цивилизации, которая сформулирована английским ученым-историком Тойнби. Его классификация типов государств определяется общим понятием цивилизации. Цивилизация - замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных религиозных, географических и других признаков. В соответствии с данным понятием Тойнби выделял в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой никакими закономерностями, а существующих параллельно.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: