double arrow

Образовательные технологии. Содержание разделов базового обязательной дисциплины

Содержание разделов базового обязательной дисциплины

Содержание дисциплины

И трудоемкость по видам занятий (в часах)

Разделы базового обязательного модуля дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Вид промежуточного контроля проверка конспектов, рефератов, письменный и устный опрос, тестирование
Вид итогового контроля зачет в 3 семестре
№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц. семин. актив. формы обуч самост. раб.
  · Демография как наука     1-3         3 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий
  · Источники демографической информации   4-6         5, 6 недели семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий, разбор конкретных ситуаций
  · Численность и структура населения   7-8         8 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
  · Рождаемость и репродуктивное поведение   9-10         10 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
  · Продолжительность жизни и смертность   11-12         12 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
  · Демографические проблемы современной семьи   13-14         14 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
  · Демографическое прогнозирование             15 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий.
  · Демографическая политика   16-17         17 неделя семестра - проверка конспектов, рефератов, индивидуальных заданий, тест.
Итого:             зачет
Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  · Демография как наука   История демографической науки. Актуальность демографической проблематики. Взаимосвязанность процессов общественной жизни. Население как объект изучения многих гуманитарных наук. Специфика социально-демографического подхода к населению. Предмет демографии – воспроизводство населения в его общественно-исторической обусловленности. Демографические процессы и явления (рождаемость, смертность, брачность, разводимость и др.). Естественное и миграционное движение населения. Социально-демографические категории. Демографическое событие как исходное теоретическое понятие. Демографические показатели и коэффициенты. Виды демографического анализа. Методы демографии. Методы реального и условного поколения. Общенаучные и демографические методы. Статистические, математические, социологические, картографические методы в демографии. Технология демографического познания. Задачи демографии. Связь демографии с другими науками. Демография и социология. Отраслевая специализация демографической науки. Система демографических наук. Социальная демография. ОК-10 ПК-4
  · Источники демографической информации Основные виды источников информации о народонаселении. Понятие переписи населения. Цель проведения переписи. Основные черты современной переписи. Проблемы, с которыми встречаются организаторы и переписчики при проведении переписи населения. Необходимость массово-разъяснительной работы среди населения. Формула переписи Адольфа Кетле. Постоянное, наличное и юридическое население. Программа переписи. Требования к разработке вопросов программы. Структура программы. Законодательная регламентация проведения переписи населения. Текущий статистический учет демографических событий. Цель, специфика и возможности проведения текущего статистического учета демографических событий. Взаимосвязь переписи и текущего учета населения. Текущие регистры, картотеки, специфика их изучения для получения демографической информации. Центральные регистры. Выборочные обследования. Выборочный метод как основа для проведения микропереписи населения. Возможности и ограничения проведения выборочных демографических обследований. Специальные обследования, их отличительные черты. Взаимосвязь демографических и социологических методов сбора информации. ОК-10 ПК-4
  · Численность и структура населения Население – динамически изменяющийся объект демографического изучения. Численность населения как моментный показатель. Требования к сравнительному анализу изменения численности населения. Численность населения земного шара, некоторых стран мира. Основные тенденции ее изменения в стране и в мире. Понятие «депопуляция населения». Критерии структурирования населения. Структура населения по полу. Показатели соотношения полов. Возрастная структура населения. Возрастная группировка. Проблема возрастной аккумуляции. Половозрастные пирамиды как графическое изображение распределения населения по полу и возрасту. Техника построения половозрастных пирамид. Структура населения по брачному и семейному состоянию. Тенденции и факторы изменения структур населения по полу, возрасту, брачному и семейному состоянию. Взаимовлияние структурирования населения и социальных процессов. ОК-10 ПК-4
  · Рождаемость и репродуктивное поведение Воспроизводство населения: понятие, сущность. Историческая обусловленность этапов воспроизводства населения. Типы и режимы воспроизводства населения. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения. Демографическое понятие рождаемости и репродуктивного поведения. Основные концепции исторической эволюции рождаемости. Коэффициенты рождаемости (общие, специальные, частные). Влияние репродуктивного поведения на уровень рождаемости. Типы репродуктивного поведения. Потребность в детях. Планирование семьи. Брачная и внебрачная рождаемость. Основные методы анализа рождаемости: математические, статистические, социологические. Особенности рождаемости и репродуктивного поведения в России и других странах мира ОК-10 ПК-4
  · Продолжительность жизни и смертность Демографическое определение понятий «смертность» и «продолжительность жизни». Показатели смертности. Стандартизация коэффициентов смертности. Таблицы смертности. Основные причины смертности. Младенческая смертность: показатели, социальное значение, динамика. История смертности населения в России. Дифференциация смертности в России. Средняя ожидаемая продолжительность жизни: понятие, социальное значение показателя. Самосохранительное поведение. Значение изучения самосохранительного поведения в анализе факторов продолжительности жизни. Тенденции и факторы средней продолжительности жизни и уровня смертности в России и других странах мира. ОК-10 ПК-4
  · Демографические проблемы современной семьи Демографическое понятие семьи. Функции семьи (общественные и индивидуальные). Группировка семей по размерам, брачному состоянию, структуре. Семья и домохозяйство. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи. Динамика числа семей и семейной структуры. Проблема массовой малодетности семей. Территориальная дифференциация размеров семьи и семейной структуры населения России. Семья и благосостояние. Семейная политика, ее сущность и содержание. Демографическое понятие брака. Юридический брак. Фактический брак. Брачный возраст. Исторические типы брака. Понятие брачности. Показатели брачности. Разводимость. Показатели разводимости. Факторы, определяющие стабильность брака. Тенденции брачности и разводимости в России и в других странах мира. ОК-10 ПК-4
  · Демографическое прогнозирование Демографическое прогнозирование, его место в социальном прогнозировании и планировании. Демографический прогноз как конечная цель демографического анализа. Основные направления демографического прогнозирования (глобальное и региональное). Предсказательные, нормативные и аналитические прогнозы. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Факторы достоверности прогнозов. Основные методологические проблемы демографического прогнозирования. Методы прогноза общей численности и структуры населения ОК-10 ПК-4
  · Демографическая политика Политика народонаселения. Демографическая политика, ее сущность и содержание. Цели и направления демографической политики. Опыт проведения демографической политики в России и в мире. Деятельность ООН и других международных организаций в области населения. Меры демографической политики (экономические, административно-правовые, социально-психологические). Эффективность демографической политики (индекс развития человеческого потенциала). Возрастающая необходимость проведения демографической политики в современных российских условиях. Основные проблемы демографической политики в России. ОК-10 ПК-4

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров специальности «Социология», реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе следующих активных и интерактивных форм проведения занятий:

Проблемные ситуации, моделируемые преподавателем, для освещения сложных разделов и тем. Сложность ситуации задается и корректируется в зависимости от изучаемой темы, уровня подготовки аудитории, разновидности занятий, наличия дополнительной литературы и т. д.;

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Для лекции-беседы можно использовать все разделы дисциплины. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности.

Проблемная лекция используется для изучения вопросов, которые студенты в состоянии решить совместно с преподавателем на занятии. Проблемные вопросы отличаются нетривиальностью решения, вариативностью способов и механизмов достижения цели (решения проблемы), ограниченности во времени, поэтому целесообразно использовать подготовительные задания, предваряющие проблемную лекцию.

Дискуссионное занятие, способствует преодолению пассивности студентов. Эффективным видом учебной дискуссии является метод "мозгового штурма". Метод «мозгового штурма», может быть как индивидуальным, так и групповым. Аудитория получает задание проанализировать текст, выведенный на экран. В результате генерирования различных идей и их конструктивной проработки студенческий коллектив должен предложить несколько вариантов анализа. При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы: сеанс спонтанной генерации идей; сеанс конструктивной критики и проработки предложенных идей с целью отбора наилучших; проектирование решений на основе отобранных идей.

Элементы ролевых игр, уместно использовать для проведения творческих заданий. Характеризуется тщательной проработкой дополнительного материала и домашней подготовкой студенческих выступлений. Например, при изучении темы «Источники демографической информации», можно представить ситуацию проведения переписи населения и проработать такие роли, как переписчик и респондент.

В ходе лекционных занятий преподаватель может использовать разбор конкретных ситуаций, которые могут рассматриваться с использованием знаний и умений, полученных студентами в ходе освоения учебного курса, с целью формирования и развития исследовательских навыков обучающихся. Студенты должны проанализировать ситуацию и выработать варианты решения содержащейся в ситуации проблемы.

"Круглый стол" когдав рамках занятия организуется беседа, в которой участвует небольшая группа студентов (5 - 10 человек) и происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией. Тема и "сценарий" "круглого стола" объявляются заранее, участниками беседы могут быть студенты, как правило, наиболее подготовленные, а также преподаватели, приглашенные специалисты.

В рамках учебного курса можно использовать видео-трансляцию (из доступных материалов и видео-нарезки из сети интернет), а также образовательные блоки, предусматривающие трансляцию аудио- материалов и книг.

Каждая лекция, независимо от вида и содержания, оснащена мультимедийным сопровождением: набором слайдов (в программе «PowerPoint»). На слайдах отображаются тема лекции, план, основные понятия, классификации, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации и др.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется содержанием федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040108.62 «Социология»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: