Содержание практических (семинарских) занятий
Методичекие рекомендации по выполнению практических заданий
Результаты обучения
Задачи дисциплины
Цели дисциплины
Общепрофессиональная подготовка менеджера в сфере государственного и муниципального управления включает в качестве составной части изучение демографии как науки о воспроизводстве населения, изучение демографической обстановки и демографических процессов в России и в мире, динамики численности населения, поло возрастной его структуры, демографической политики правительства, региональных аспектов демографических процессов и демографической политики.
Изучение комплекса демографических и этнических проблем позволяет будущему менеджеру конкретно представлять социальное пространство и социальные задачи своей профессиональной деятельности.
Задачи курса
· познакомить студентов с важнейшими теоретическими положениями демографии как науки, ее методами;
|
|
· ознакомить студентов с определенным объемом фактического, статистического, наглядного демографического материала как общероссийского, так и регионального масштаба;
· освоить основные направления демографической политики, ее проблемы, связи демографической политики с социально-экономической, культурной, национальной политикой страны;
· показать роль и место демографии в современных условиях.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать базовые основы демографии; главные демографические закономерности; основных демографических концепции; основные демографические концепции, территориальные демографические особенности и различия в мире и в России
Уметь анализировать демографические процессы и демографическую обстановку, оценивать тенденции и факторы основных демографических процессов, пользоваться основными приемами разработки демографических прогнозов, определять меры демографической политики, описывать особенности демографической ситуации и тенденции ее развития в мире, России и ее частях.
Владеть способностью и готовность анализировать демографические процессы с точки зрения общественных потребностей.
В данном методическом пособии охвачены темы, предусмотренные учебной программой курса. При выполнении практических заданий в зависимости от объема учебного плана очной и заочной форм обучения подбираются наиболее важные задания с целью качественного и выполнения студентами и проведения глубокого анализа полученных данных. Некоторые задания по усмотрению преподавателя могут объединятся, другие-усложняться, особенно если они даются не для индивидуального, а для группового выполнения.
|
|
Выполнение студентами заданий базируется на знании ими основных теоритических положений по изучаемой теме. Поэтому самостоятельной работе студентов предшествует беседа по вопросам, помещенным в начале каждой темы, в ходе которой выясняется их подготовка.
Большой статистический материал служит в качестве источников при выполнении практических заданий. Такой подход призван научиться видеть за сухими колонками цифр сложные демографические, этнические, социальные процессы, происходящие в современном мире в целом и отдельных регионах. Отбирать у множества показателей те, которые позволяют выявить территориальные различия между явлениями и процессами и определить их причины.
Тематика практических занятий разработана в соответствии с лекционным курсом и требованиями государственного образовательного стандарта. Подготовка к практическим занятиям включает проработку лекционного материала, а также самостоятельное изучение отдельных вопросов по заданным темам.
№ п/п | Темы семинаров, практических и лабораторных работ | Трудо-емкость (час.) | Методы преподавания |
Место и роль демографии в современном мире. | 1/1 | Диспут | |
Демографическая обстановка и демографические процессы в современном мире и в России. | 2/1/1 | Презентация проектов | |
Текущий учет и переписи населения. | 2/1/1 | Анкетирование | |
Движение населения, его формы и виды. | 2/1/1 | Тестирование | |
Урбанизация и особенности расселения населения России. | Коллоквиум | ||
Миграция населения как демографический процесс и проблема демографической политики. | 1/1 | Диспут | |
Воспроизводство населения | 3/1/1 | Круглый стол, деловая игра | |
Экономическая демография. | Диспут | ||
Этногенез и его основные формы Этнические образы народов мира. | Открытый урок | ||
Демографическое прогнозирование. | Диспут | ||
Демографическая политика | Круглый стол | ||
Итого | 18/6/4 |
1. Развитие науки демография.
2. История становления демографии.
Вопросы для обсуждения:
1. Демография как отрасль знаний о населении. Население как объект изучения многих наук Объект и предмет демографии.
2. Демография как наука сегодня. Цели и задачи дисциплины и ее практическое использование. Комплексный характер исследования народонаселения.
3. Теоретические аспекты изучения проблемы народонаселения. Методология исследования народонаселения. Институты, центры и специалисты, занимающиеся в России и за рубежом изучением народонаселения.