Задание 4.
Задание 3.
Задание 2.
Задание 1.
Используя метод условного поколения, рассчитайте число лет, прожитых в браке одним поколением женщин, условно проживших от 6 до 49 лет на критический момент переписи 2002 года. Для расчета использовать данные таблицы 6.
Таблица 6
Расчет числа лет, прожитых в браке одной женщиной в среднем из условного поколения в возрастном интервале от 16 до 49 летв России (по данным Всесоюзной переписи населения 2002 г.)
Возрастные группы (лет) | Число женщин состоящих в браке (на 1000 человек) | Доля женщин состоящих в браке (в долях единицы) | Число лет прожитых в браке в среднем одной женщиной в каждом возрастном интервале |
16 – 17 | 37,0 | ||
18 – 19 | 233,0 | ||
20 – 24 | 622,0 | ||
25 – 29 | 801,0 | ||
30 – 34 | 824,0 | ||
35 – 39 | 805,0 | ||
40 – 44 | 774,0 | ||
45 – 49 | 739,0 |
Расчет производится по формуле:
где mТ х – число лет, прожитых в браке одной женщиной в среднем из условного поколения; mР х – численность женщин в возрасте «х», состоящих в браке; Р х – численность всех женщин (т. е. всех категорий брачного состояния) в возрасте «х»; n – число лет возрастного интервала.
|
|
Порядок расчета следующий:
1. Необходимо данные о числе женщин состоящих в браке (колонка 2) перевести в доли единицы, (т. е. разделить на 1000)
2. Чтобы получить число человеко – лет, прожитых в браке на протяжении всех лет возрастного интервала, нужно умножить каждую долю на число лет в возрастном интервале.
3. Итоговая сумма интерпретируется следующим образом. При условии, что уровень брачного состояния у женщин России оставался бы неизменным очень долгое время и именно таким, как на момент переписи 2002 г., в среднем одна женщина данного условного поколения прожита бы в интервале от 16 до 49 лет в браке …. (лет).
На основании данных таблицы 7 постройте графики динамики числа зарегистрированных браков в России, 2000-2010 гг. Проанализируйте полученные графики и сделайте, письменно, соответствующие выводы.
Таблица 7
Число зарегистрированных браков, Россия, 1980 – 1998 гг. тыс. чел.
Годы | Первых | Повторных | ||
Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | |
1188,0 | 1202,4 | 276,6 | 262,2 | |
1058,7 | 1048,7 | 330,7 | 340,7 | |
985,3 | 994,4 | 334,7 | 325,6 | |
948,6 | 954,5 | 328,6 | 322,7 | |
773,2 | 783,0 | 280,6 | 270,7 | |
817,5 | 825,6 | 289,3 | 281,1 | |
789,2 | 793,2 | 291,4 | 287,4 | |
776,0 | 780,1 | 299,3 | 295,1 | |
620,6 | 626,2 | 246,5 | 240,5 | |
672,0 | 663,7 | 256,5 | 264,7 | |
611,0 | 620,6 | 237,7 | 228,1 |
На основании данных таблицы 8 постройте диаграммы динамики числа мужчин и женщин, не состоявших в браке. Проанализируйте полученные диаграммы и сделайте письменно соответствующие выводы.
|
|
Таблица 8
Число мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке на 1000 чел. соответствующего возраста 1989, 1999, 2009 гг.
Возраст, лет | Мужчины | Женщины | ||||
25 – 29 | ||||||
30 – 34 | ||||||
35 – 39 | ||||||
40 – 44 | ||||||
45 – 49 |
На основании данных таблицы 9 постройте график изменения доли возрастных групп мужчин и женщин в общем, числе разводов. Проанализируйте полученный график и сделайте, письменно, соответствующие выводы.
Таблица 9
Разводы по возрасту разводящихся Россия 2009 г.
Возраст, лет | Мужчины | Женщины |
моложе 18 | ||
18 – 19 | ||
20 – 24 | ||
25 – 29 | ||
30 – 34 | ||
35 – 39 | ||
40 – 44 | ||
45 – 49 | ||
50 – 54 | ||
55 – 59 | ||
60 и старше | ||
возраст не указан | ||
Итого: |
Тема занятия: Миграция населения.
Цель занятия: закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данной темы.
Содержание занятия:
1. Понятие и типология миграции. Миграция как сложный социально-экономический фактор в формировании населения.
2. Основные виды пространственного движения населения: эпизодическая миграция, маятниковая миграция, сезонная миграция, безвозвратная миграция.
3. Миграция и процесс урбанизации.
4. Изучение миграции. Показатели размера миграции и ее интенсивности.
Практические навыки: научить студентов рассчитывать показатели миграции населения на основании статистических данных.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Практическое задание: