Техническое обслуживание то-1

Испытания и приемка электропоезда, контроль за качеством ремонта и технического обслуживания

Техническая документация при техническом обслуживании и текущем ремонте

Техническое оснащение депо и пункта технического обслуживания электропоездов

Организация технического обслуживания и текущего ремонта электропоездов

Основные требования к техническому состоянию электропоездов

1.2.1. Главным требованием к техническому состоянию
электропоездов является обеспечение безопасности движения, проезда
пассажиров, высокой эксплуатационной надежности, пожарной
безопасности.

1.2.2. Техническое состояние электропоезда определяется:

- при техническом обслуживании и ремонте;

- перед постановкой на ремонт и при выпуске из ремонта;

- при приемке и сдаче локомотивными бригадами;

- при комиссионном осмотре;

- во время приемки и осмотра руководящим составом депо, отделения


и службы локомотивного хозяйства железной дороги.

1.2.3. Запрещается выпускать в эксплуатацию из депо электропоезда,
техническое состояние которых не соответствует требованиям ПТЭ и у
которых имеется хотя бы одна неисправность следующих устройств,
аппаратов, узлов и приборов:

1.2.3.1. По устройствам безопасности, радиосвязи и контрольно-
измерительным приборам:

- автоматическая локомотивная сигнализация и устройства проверки
бдительности;

- устройства радиосвязи, радиооповестительной установки и системы
"Пассажир - локомотивная бригада - милиция";

- скоростемер;

- измерительные приборы в кабине управления;

- пожарная сигнализация;

- отсутствие (некомплект) средств пожаротушения.

1.2.3.2. По механическому оборудованию:

- колесные пары (неисправности, перечисленные в п. 10.3 Правил
технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и в
Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового
подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм);

- предохранительные устройства;

- автосцепное устройство;

- подшипник редуктора, буксовый, электрических машин;

- листовая рессора, цилиндрическая пружина (трещина или излом);

- подвеска подвагонного оборудования (излом, трещина или
ослабление деталей);


- букса, рама тележки и кузова (трещины);

- шестерня и зубчатое колесо редуктора (трещина ли излом хотя бы

одного зуба);

- корпус редуктора (трещина, вытекание смазки);

- подвеска редуктора, редуктор (ослабление крепления);

- упругая муфта (ослабление крепления и повреждение
резинокордной оболочки);

- поручни, подножки и переходные площадки;

- путеочиститель;

- наружные раздвижные двери;

- кузов вагона (перекос более 50 мм);

- лобовое стекло и светофильтр;

- санитарно-техническое оборудование туалетов;

- фрикционные и гидравлические гасители колебаний.

1.2.3.3. По тормозному и пневматическому оборудованию:

- пневматический, электрический, электропневматический и ручной
тормоз;

- устройства подачи звуковых сигналов;

- предохранительный клапан;

- регулятор давления;

- стеклоочиститель.

1.2.3.4. По тяговым двигателям и вспомогательным машинам:

- тяговый двигатель;

- компрессор, вспомогательный компрессор, ручной насос;

- преобразователь (делитель напряжения, двигатель, генератор
управления, синхронный генератор);


- расщепитель фаз;

- электронасос трансформатора;

- двигатель вентилятора пассажирских помещений или
электрокалорифера.

1.2.3.5. По трансформаторам, выпрямительным установкам и
электрическим аппаратам:

- токоприемник;

- тяговый трансформатор;

- выпрямительная установка;

- зарядный агрегат;

- высоковольтный ввод;

- сглаживающий реактор;

- индуктивный шунт;

- аккумуляторная батарея;

- аппараты защиты от коротких замыканий, перегрузок,
перенапряжений и помехоподавления;

- прожектор, буферный фонарь и освещение салонов;

- система вентиляции и отопления;

- сопротивление изоляции электрических цепей ниже установленных
норм.

1.2.4. При обнаружении в пути следования какой-либо неисправности
устройств, аппаратов и приборов, перечисленных в п. 1.2.3, если эта
неисправность не представляет угрозы безопасности движения и если при
отключении неисправного агрегата (аппарата, узла прибора) или введением
в действие системы резервирования обеспечивается следование
электропоезда без ограничения или с ограничением скорости, электропоезд
8


т быть допущен к следованию только до основного депо.

Порядок действия персонала и следования электропоезда в таких
пучаях устанавливается начальником депо.

1.2.5. При выпуске из текущего ремонта и технического обслуживания
ктропоездов техническое состояние оборудования должно

соответствовать нормам допусков и износов и удовлетворять требованиям
определяемых настоящими Правилами, Правилами ремонта электрических
машин электроподвижного состава и ПТЭ, а состояние изоляции
электрических цепей должно соответствовать нормам сопротивления

изоляции.

1.2.6. Электропоезд при выдаче в эксплуатацию должен быть
укомплектован исправным инструментом, инвентарем и запасными частями,
а также противопожарным инвентарем в соответствии с установленными
нормами.

1.2.7. В целях обеспечения дальнейшей эксплуатации электропоездов,
имеющих 25 - 30-летний срок службы, кузова вагонов, у которых имеются
значительные коррозионные повреждения, угрожающие безопасности
движения, необходимо осуществлять постоянный контроль на всех текущих
ремонтах и техническом обслуживании с отметкой в книге ремонта ТУ-28 за
состоянием несущей способности кузова по следующим внешним признакам:

- трещины обшивы кузова в верхних углах проемов автоматических
Дверей;

- отрыв приварки фальшбортов к нижней полке зетобразного
обвязующего профиля;

- нарушение плотности стыка зетобразного обвязующего профиля
0 шкворневыми и поперечными балками кузова;


- значительные коррозийные повреждения днища металлического
пола и его стыка с зетобразным обвязующим профилем.

При уменьшении толщины зетобразного обвязующего профиля и
стоек на 25 % и более от первоначальной толщины должно быть произведено
восстановление конструкции для электропоездов ЭР 1 по проекту С688 и ЭР2,
ЭР9-по проекту С802.

1.2.8. Все детали и узлы электропоезда и применяемая смазка в узлах
трения должны соответствовать утвержденным МПС России требованиям,
чертежам, электрическим и пневматическим схемам.

При текущих ремонтах и техническом обслуживании электропоездов
запрещается производить конструктивные изменения устройств, аппаратов,
узлов, приборов и схем электропоездов, постановку нетиповых деталей и
узлов оборудования, а также применять новые типы смазки без согласования
с Департаментом локомотивного хозяйства МПС России.

1.2.9.Опытная проверка новых технических решений,
предусматривающих изменение на отдельных электропоездах конструкции
устройств, аппаратов, узлов и приборов, а также использование новых типов
смазки производится только по разрешению Департамента локомотивного
хозяйства.

Конструктивные изменения деталей и узлов оборудования, схем
электропоездов и применение новых типов смазки должны быть отмечены в
паспорте электропоезда.


1.3.1. Система планово-предупредительного ремонта и технического
обслуживания электропоездов представляет собой комплекс взаимосвязанных
положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ
с целью обеспечения их высокой эксплуатационной надежности, улучшения
технического

состояния, снижения продолжительности и трудоемкости их ремонта и
обеспечение безопасности движения.

1.3.2. Настоящие Правила предусматривают проведение следующих
видов технического обслуживания и ремонта.

Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и ТО-3 предназначено для
предупреждения появления неисправностей, поддержания электропоездов в
работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии,
обеспечивающем его устойчивую, безаварийную работу и пожарную
безопасность, а также высокий уровень культуры для проезда пассажиров.

Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки
бандажей колесных пар без выкатки из-под вагонов с целью поддержания
оптимальной величины проката и толщины гребней.

Техническое обслуживание ТО-5 предназначено для подготовки
электропоездов для постановки в запас МПС России и резерв управления
дороги, а также к эксплуатации после изъятия из запаса и резерва.

Текущий ремонт ТР-1, ТР-2, ТР-3 предназначен для восстановления
•сновных эксплуатационных характеристик и работоспособности





электропоездов путем ревизии*), ремонта и замены отдельных аппаратов,
узлов и агрегатов, регулировки и испытания, а также частичной модернизации.
Работы по техническому обслуживанию, имеющие сезонный
характер (осенний и весенний комиссионные осмотры), работы, выполняемые
через определенные интервалы времени.

1.3.3. Техническое обслуживание ТО-1 электропоездов производится
локомотивными бригадами при приемке-сдаче электропоезда в пунктах смены
локомотивных бригад, в пунктах отстоя.

Места технического обслуживания на станциях устанавливаются в
соответствии с приказом начальника железной дороги или отделения, а на
территории депо - приказом начальника депо.

Перечень и объемы работ, выполняемых при техническом
обслуживании ТО-1, устанавливает начальник депо с утверждением
начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.

Ответственность за качество выполнения ТО-1 и соблюдение правил
техники безопасности возлагается на машиниста электропоезда.

1.3.4. Техническое обслуживание ТО-2 производится в пунктах отстоя
электропоездов и депо высококвалифицированными слесарями с участием
локомотивной бригады, оснащенных необходимым оборудованием,
приспособлениями и инструментом, обеспеченных технологическим

*) Под термином "ревизия" следует понимать проверку состояния
деталей, недоступных для наружного осмотра и требующих для этого
подъемки кузова, разборки узла, снятия кожухов, корпусов, крышек,
вскрытия цилиндров, картеров, выявление и устранение обнаруженных
дефектов, за полем допуска износов, добавление и замена смазки.
12


запасом деталей и материалов, а также обустройствами для санитарно-
гигиенической обработки и заправки вагонов водой.

Размещение и порядок работы ПТОЭ устанавливается начальником
железной дороги. Начальник депо осуществляет общее организационное и
техническое руководство ПТОЭ, обеспечивает укомплектование
работниками, технологической оснасткой, приспособлениями, инструментом,
запасными частями и материалами.

Перечень неснижаемого технологического запаса узлов, деталей и
материалов утверждается начальником службы локомотивного хозяйства
железной дороги. Контроль за наличием и пополнением запаса
осуществляется начальником депо.

1.3.5. Перечень и объемы работ, выполняемых при техническом
обслуживании ТО-2, устанавливаются настоящими Правилами и
утверждаются для конкретных серий электропоездов начальником службы
локомотивного хозяйства железной дороги.

1.3.6. Периодичность технического обслуживания ТО-2
устанавливается начальником железной дороги, исходя из местных условий,
но не более 48 ч.

1.3.7. Продолжительность технического обслуживания ТО-2
электропоездов - не менее двух часов.

1.3.8. Техническое обслуживание ТО-3, ТО-4 и ТО-5, текущие ремонты
Р-1, ТР-2 и ТР-3 производятся на стойлах депо специализированными и

комплексными бригадами. При отсутствии в депо приписки необходимой
ремонтной базы текущий ремонт ТР-2 и ТР-3 выполнять в других депо
железной дороги.


1.3.9. Периодичность технического обслуживания ТО-3 и текущих
ремонтов ТР-1, ТР-2 и ТР-3 по сети дорог устанавливается МПС России, для
каждой железной дороги - Департаментом локомотивного хозяйства, для
каждого локомотивного депо - начальником железной дороги в зависимости
от серии и технического состояния электропоездов, срока и условий
эксплуатации и оснащенности ремонтных цехов.

При этом отклонения от установленных норм пробегов,
допускаемые для равномерной загрузки ремонтных цехов депо, не должны
превышать пределов, определенных нормативными актами МПС России.

1.3.10. Продолжительность технического обслуживания ТО-3 и
текущих ремонтов ТР-1, ТР-2 и ТР-3 для депо устанавливается службой
локомотивного хозяйства железной дороги на основе нормативов
Департамента локомотивного хозяйства с учетом технической оснащенности
депо, заданного деповского процента неисправных, равномерной загрузки
ремонтных цехов, обеспечения высокого качества ремонта, проведения
испытаний и приемки электропоезда после ремонта.

1.3.11. Продолжительность технического обслуживания ТО-4
устанавливается начальником железной дороги с учетом местных условий из
расчета 1 - 1,2 ч на обточку одной колесной пары. Разрешается совмещать
эту операцию с текущим ремонтом ТР-1, ТР-2 и техническим обслуживанием
ТО-3, увеличивая нормы продолжительности этих видов ремонта из расчета
1 -1,2 ч на обточку одной колесной пары.

1.3.12. Перечень и объемы работ при техническом обслуживании
ТО-3 и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 и ТР-3 устанавливаются исходя из
требований настоящих Правил.


13.13. Изменение перечня и объемов работ, выполняемых при всех

ах технического обслуживания и текущего ремонта, в сторону уменьшения

осителъно требований настоящих Правил и при обеспечении безопасности

ижения поездов, норм допусков и износов оборудования и деталей

оизводится начальником железной дороги по согласованию с

Департаментом локомотивного хозяйства.

1.3.14. Трудоемкость текущего ремонта и технического обслуживания
ТО-2 ТО-3 устанавливается в соответствии с утвержденными МПС России
нормативами, исходя из учета фактического срока службы парка
электропоездов.

1.3.15. Специализированные и комплексные бригады, выполняющие
техническое обслуживание ТО-3 и текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3, несут
ответственность за качество выполненных работ, обеспечивающих
работоспособность электропоездов в эксплуатации.

1.3.16. На основании осмотра электропоезда и записей машиниста в
книге ремонта ТУ-28 и журнале технического состояния ТУ-152 мастер
(бригадир) обязан указать дополнительные работы, подлежащие выполнению
при техническом обслуживании ТО-3 и текущем ремонте. Объем
дополнительных работ при текущем ремонте утверждается заместителем
начальника депо по ремонту.

1.3.17. Выполнение текущего ремонта электропоездов должно быть
основано на принципах научной организации труда (НОТ), внедрения средств
технической диагностики, специализации депо по сериям электропоездов и
концентрации текущего ремонта ТР-3 в крупных депо, имеющих необходимое
оборудование.





1.3.18. Организация технологического процесса каждого вида
текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов должна
обеспечивать:

- контроль технического состояния устройств, аппаратов, узлов
агрегатов, который позволяет предупредить отказы электропоезда в
эксплуатации;

- высокое качество ремонта, обеспечивающее требуемый уровень
эксплуатационной надежности;

- возможность взаимопомощи между различными исполнителями;

- выполнение требований охраны труда и техники безопасности.

1.3.19. Организация технического обслуживания и текущего ремонта
электропоездов совершенствуется на основе анализа причин отказов и износа
сборочных единиц и деталей, внедрения эффективных методов и средств
технической безразборной диагностики, средств механизации и автоматизации
ремонта, применения новых негорючих и нетоксичных материалов и
новейшей технологии восстановления, увеличение износостойкости узлов и
деталей и должна быть направленс»' на повышение эксплуатационной
надежности электропоездов, улучшение качества ремонта, повышение
производительности труда, уменьшение трудоемкости и снижение стоимости
ремонта, улучшение обслуживания пассажиров.

Новые технологические процессы ремонта должны соответствовать
требованиям охраны труда и противопожарных мероприятий, а также не
допускать превышения установленных уровней загрязнения окружающей
природной среды.

1.3.20. Технологический процесс каждого вида текущего ремонта
должен быть организован в соответствии с графиком, утверждаемым
16


альником службы локомотивного хозяйства железной дороги.

1.3.21.На все виды текущего ремонта и технического обслуживания
ТО-3 электропоезда должны ставиться в соответствии с установленными
нормами пробега (периодичности).

1.3.22.Месячные графики постановки электропоездов на текущие
ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3 и техническое обслуживание ТО-3 с указанием
номеров электропоездов (секций), даты постановки на ремонт и выпуска из
ремонта каждого электропоезда (секций) утверждаются начальником депо.

Годовой график постановки электропоездов на текущий ремонт ТР-
3 утверждается начальником службы локомотивного хозяйства железной
дороги.

1.3.23.Дежурный по депо обеспечивает подачу электропоездов в
депо на техническое обслуживание и текущий ремонт в соответствии с
утвержденным графиком.

1.3.24. Начальник депо, отправляющий электропоезда на капитальный
ремонт и для текущего ремонта ТР-3 в другие депо, несет ответственность за
надлежащую подготовку электропоезда к пересылке и ремонту, а также его
своевременную отправку.

Снятие или подмена оборудования и деталей на электропоездах,
отправляемых для ремонта, запрещается. Электропоезд должен быть
укомплектован инструментом, противопожарным инвентарем, сдаваться и
приниматься по акту.


1.4.1. Техническое оснащение депо и пунктов технического
обслуживания электропоездов (ПТОЭ) должно соответствовать технической
документации, утвержденной начальником железной дороги.

Количество, технические данные, состояние и использование стойл,
специализированных отделений и цехов, станков, подъемно-транспортного
оборудования и специализированного технологического оборудования,
инструмента, приспособлений, контрольно-измерительных приборов и
аппаратуры должны:

- соответствовать современному уровню развития техники,
требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам, охраны труда,
техники безопасности, производственной эстетики и экологии;

- обеспечивать выполнение требуемой программы технического
обслуживания и текущего ремонта при высоком качестве работ;

- обеспечивать выполнение неплановых ремонтов.

1.4.2. Пункты технического обслуживания электропоездов
располагаются, как правило, в крытых помещениях и оснащены
оборудованием, исходя из необходимости выполнения работ по техническому
обслуживанию ТО-2.

1.4.3. Расположение устройств снабжения песком, водой, обмывки
вагонов на путях отстоя должно удовлетворять требованиям поточности работ
и обеспечения пожарной безопасности электропоездов.

1.4.4. Пути стойл технического обслуживания и текущих ремонтов
электропоездов должны быть отнивелированы. Для удобства осмотра
18


зания

ханической части электропоездов на стойлах технического обслуживг
текущих ремонтов ТР-1 уровень путей должен быть повышен.

1.4.5. Для выполнения технического обслуживания ТО-3 и текущих
ремонтов ТР-1, ТР-2 депо должно иметь необходимые вспомогательные цеха
и отделения, соответствующее оборудование и технологическую оснастку,
определяемые табелем основного подъемно-транспортного, станочного и
технологического оборудования, стендов и приспособлений депо, в том числе:

- механизированные стойла, позволяющие производить вывешивание
и прокручивание колесных пар и тяговых двигателей, а также снятие и
постановку автосцепок, поглощающих аппаратов, деталей буксового узла
колесных пар, рессор и другого тяжелого оборудования;

- средства неразрушающего контроля ответственных узлов
электропоездов;

- станки для обточки колесных пар без выкатки из-под вагона;

- сварочные агрегаты и посты газовой сварки и резки;

- устройства для подогрева и сушки изоляции тяговых двигателей;

- устройства для механизированной, дозированной заправки смазкой
узлов трения;

- электрические домкраты для подъема кузова;

- мостовые краны, кран-балки для снятия и постановки колесных
пар, тяговых двигателей, вспомогательных машин, токоприемников и др.,
моечные машины для наружной обмывки кузова вагонов;

- устройства для влажной уборки вагонов;

- транспортные средства (электро- и автокары, электропогрузчики,
тележки);

- средства технической диагностики электрических цепей, аппаратов,


машин, электронного оборудования, узлов механического оборудования,
пневматического и автотормозного оборудования, радиостанций,
автоматической локомотивной сигнализации и автостопа (далее АЛСН);

- устройства для опробования работы электрической аппаратуры,
пневматического и автотормозного оборудования, радиостанций, АЛСН и
автостопа;

- современные контрольно-измерительные приборы и инструменты;

- испытательные устройства и стенды.

1.4.6. Депо, выполняющие текущий ремонт ТР-3 электропоездов,
должны иметь отделения по ремонту колесных пар, электрических машин,
роликовых подшипников, поточные линии или механизированные позиции
разборки и сборки узлов и деталей, моечные машины, устройства для
механизированной очистки и окраски кузовов и оборудования, сушильные
печи для электрических машин, оборудование для поверхностного
упрочнения, термической и электрохимической обработки, испытательные
станции электрических машин и аппаратов, устройства для дефектоскопии
ответственных деталей и узлов электропоездов.

1.4.7. Стойла в цехе текущего ремонта ТР-3 должны располагаться в
подкрановом поле и иметь электродомкраты для подъемки кузова, в цехе
должны быть выделены места и иметься устройства для очистки, мойки,
сборки и хранения тележек, колесных пар, деталей механического
оборудования, тяговых двигателей, тяговых трансформаторов, электрических
аппаратов и др.

Проходы и проезды в цехах должны быть свободными и иметь
размеры, позволяющие использовать имеющиеся транспортные средства.

1.4.8. Освещение цехов, смотровых канав и рабочих мест должно
20


беспечивать надлежащее качество осмотра электропоездов и ремонта
снятого с них оборудования и соответствовать установленным нормативам
освещенности.

1.4.9. Депо должно иметь химико-техническую лабораторию для
выполнения анализов и испытаний смазок, масел, изоляционных и
лакокрасочных материалов, электролитов и других материалов.

1.4.10. Система канализации должна обеспечивать сток и слив воды,
моющих составов, масла и других жидкостей только через очистные
сооружения при максимальном использовании регенерации отработанных
моющих составов, электролита и масел.

1.4.11. Измерительные приборы, шаблоны, инструмент и устройства,
применяемые для проверки и испытания устройств, аппаратов узлов и
агрегатов электропоездов должны содержаться в исправности и подвергаться
периодическим контрольным проверкам в соответствии с действующими
положениями Госстандарта России.

Не допускается использование измерительных приборов, шаблонов,
инструмента и устройств, дающих неправильные показания, имеющих
признаки повреждений или просроченные сроки поверок.

1.4.12. Освещение и пропускная способность ПТОЭ, стойл
технического обслуживания ТО-3, ТО-4 и текущих ремонтов должна
обеспечивать выполнение с высоким качеством ремонта электропоездов.

1.5. Материально-техническое обеспечение

1.5.1. Материалы и запасные части, применяемые при ремонте
электропоездов, должны соответствовать утвержденным чертежам,


действующим стандартам и техническим условиям.

Каждая партия поступающих в депо материалов для изготовления
деталей должна иметь сертификат, а при его отсутствии - подвергаться
проверке в лаборатории депо или других предприятий.

1.5.2.Отделение или служба локомотивного хозяйства железной
дороги должны устанавливать для каждого депо нормативы основных и
оборотных средств на содержание запаса материалов и запасных частей и
обеспечивать выделение необходимых средств в соответствии с утвержденной
номенклатурой.

1.5.3. Каждое депо должно иметь неснижаемый и технологический
запас материалов, узлов и агрегатов.

Номенклатура и количество неснижаемого и технологического
запасов разрабатываются в депо на основе действующих норм расхода
материалов и запасных частей, объемов работы и серий электропоездов и
утверждается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.

1.5.4.Начальник депо устанавливает порядок и периодичность
пополнения технологического запаса и порядок контроля за наличием и
состоянием неснижаемого запаса материалов, узлов и агрегатов, а также
определяет условия их хранения.

1.5.5. В целях экономии материалов и запасных частей организация и
технология технического обслуживания и текущего ремонта электропоезда
должна обеспечивать максимальную сохранность узлов агрегатов и приборов,
восстановления и возможность их повторного использования.

1.5.6. В депо организуется получение, хранение и выдача материалов
и запчастей, в том числе продукции изготовленной в своих цехах и отделениях.


Депо должно вести сортовой и количественный учет материалов и

запасных частей.

1.5.7. Заместитель начальника депо по ремонту и заместитель
начальника депо по материально-техническому снабжению должны
обеспечить в соответствии с нормами расхода контроль за своевременным
пополнением материалами и запасными частями депо, а также контроль за
правильным и экономным использованием материальных средств.

1.6. Общие требования к технологии

текущего ремонта
и технического обслуживания

1.6.1. Цеха и отделения депо должны быть обеспечены установленной
эксплуатационной и ремонтной документацией по техническому
обслуживанию и текущему ремонту электропоездов. Нормативная
документация в виде технологических карт, чертежей, схем и таблиц должна
быть вывешена в цехах.

1.6.2. Локомотивная бригада перед постановкой электропоезда на
стойло обязана под напряжением контактной сети проверить работу
вспомогательных машин, зарядных устройств аккумуляторной батареи,
выпрямительной установки, токоприемников, песочниц, автотормозного
оборудования, электропневматических приводов дверей, устройств
освещения, отопления и вентиляции вагонов.

1.6.3. Для обеспечения чистоты в цехах депо ходовые части и
юдвагонное оборудование вагонов электропоезда перед постановкой в
юмещение необходимо очистить, продуть снаружи от грязи, снега и льда.



 



1.6.4. Для предупреждения увлажнения изоляции электропоезд
необходимо ставить в цех депо только с нагретыми (подогретыми) тяговыми
двигателями и вспомогательными электрическими машинами, либо провести
сушку изоляции электропоезда.

1.6.5. При техническом обслуживании и ремонте электропоездов во
избежание излома деталей и образования трещин:

- нанесение установленных клейм, знаков, меток на деталях
допускается только в местах, предусмотренных инструкциями и иными
нормативными актами МПС России;

- запрещается ставить зубилом какие-либо метки и знаки на рамах
тележек и кузова, колесных парах, буксах, шестернях, деталях рессорного
подвешивания, тягах, деталях люлечного подвешивания и других деталях;

- не допускаются забоины, зарубины, прожоги на деталях.

1.6.6. Все детали после разборки узлов, агрегатов перед
дефектировкой и ремонтом должны быть очищены от ржавчины, пыли и
грязи.

1.6.7. Подготовка к сварке и сварка деталей и узлов при ремонте
электропоездов должна выполняться в соответствии с Инструкцией по
сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов
и дизель-поездов и технологической документацией.

На вагонах электропоездов серий ЭР2Р, ЭР2Т, ЭТ2, ЭД2Т, ЭД4, ЭД9Т
ремонт несущих узлов тележки и кузова, в случае возникновения в них трещин,
производить по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства
МПС России.

1.6.8. При выполнении сварочных работ на рамах тележек, раме
вагона, остовах электрических машин подготовленные к сварке места должны
24


быть осмотрены мастером. После окончания сварочных работ мастером
проверяется качество сварки, работы должны быть приняты приемщиком
локомотивов.

1.6.9. Сварочные работы в местах, имеющих неогнестойкую термо-
и электроизоляцию или деревянные части, необходимо производить только
после разборки и удаления этих частей из мест соприкосновения с
нагреваемым металлом.

1.6.10. Окрашенные и обработанные поверхности деталей,
электрические аппараты, радиоэлектронные элементы и провода,
неогнестойкие части вагонов, расположенные вблизи места выполнения
сварочных работ, необходимо закрыть асбестовым листом, пастой или другим
аналогичным материалом во избежание попадания на них брызг
расплавленного металла или касания электродом.

1.6.11.При электросварке обратный провод следует присоединять
по возможности ближе к месту сварки.

1.6.12.Не допускается воздействие сварочного тока на буксовые и
другие подшипники качения оборудования электропоезда.

1.6.13. При креплении деталей электропоезда запрещается оставлять
или устанавливать вновь болты и гайки, имеющие разработанную, сорванную
или поврежденную резьбу, забитые грани, ставить болты, шплинты и другие
крепежные детали, не соответствующие требованиям чертежей.

1.6.14. Отверстия под болты и заклепки при относительном смещении
к в соединяемых деталях, не допускающем прохождение болта (заклепки)
соответствующего размера, необходимо выверить с помощью развертки либо
заварить и вновь просверлить. Раздача отверстий оправкой не допускается.
Гусеницы и острые края отверстий под заклепки снять зенковкой.


1.6.15.Детали резьбовых соединений должны закрепляться с
помощью пружинных шайб и шплинтов или контргаек, если к их креплению
не имеется других требований. Шплинт должен устанавливаться не далее 3
мм от гайки и концы его должны быть разведены не менее чем на 60 - 70°.
Шплинт у корончатой гайки должен утопать в шлицах не менее чем на 75 %
своего диаметра.

1.6.16. Восстановление размеров деталей вагонов электропоезда
электронаплавкой, хромированием, вибродуговым и другими способами,
применением синтетического клея эластомера ГЭН-150 и эпоксидного
компаунда; упрочнение деталей термообработкой, хромированием и другими
способами; восстановление гальванических и других покрытий,
предусмотренных чертежами (хромированием меднением, железнением,
никелированием, цинкованием, кадмированием, оксидированием), а также
применение синтетических полимерных материалов для замены и ремонта
деталей и узлов следует производить по технологическим картам и указаниям,
утвержденными Департаментом локомотивного хозяйства.

1.6.17. Измерения основных параметров деталей, узлов и агрегатов
оборудования электропоездов при текущем ремонте производят исполнители
работ, техники и лица, ответственные за выполнение замеров под контролем
мастера или бригадира.

1.7.1. Техническая документация должна содержать сведения об
основных агрегатах каждого электропоезда, их конструктивных изменениях,
26


о выполнении плановых и дополнительных работ по техническому
обслуживанию и ремонту, о межремонтных пробегах электропоезда.

1.7.2. На каждый вагон электропоезда должны вестись установленной
формы технический паспорт (формуляр), а на электропоезд - книга ремонта
формы ТУ-28 и журнал технического состояния формы ТУ-152. Технические
паспорта должны иметь все основное оборудование и агрегаты электропоезда
согласно утвержденному Департаментом локомотивного хозяйства перечню.

1.7.3. В техническом паспорте (формуляре) вагона электропоезда
указываются номера, даты установки и снятия основных агрегатов, причины
их замены, данные о межремонтном пробеге, выполнении текущих ремонтов
ТР-2 и ТР-3, капитальных ремонтов КР-1 и КР-2 и сведения о выполненных
работах по модернизации.

В паспорте агрегата или оборудования указывается дата
изготовления, номер и основные технические данные, номер вагона
электропоезда и дата установки на него этого агрегата или оборудования,
сведения о межремонтных пробегах и замене основных узлов и элементов, а
также причинах этих замен.

1.7.4. В книге ремонта электропоезда должны указываться
выполнение текущих ремонтов и технического обслуживания ТО-3, перечень
основных и дополнительных работ с указанием даты и исполнителей работ.

1.7.5. В журнале технического состояния электропоезда ведется
запись отказов оборудования в эксплуатации, делаются отметки о приемке-
сдаче электропоезда, выполнении текущих ремонтов и технического
обслуживания и устранении отказов, проверке АЛСН и устройств радиосвязи
и другие записи о неисправности электропоезда.

1.7.6. Регистрация межремонтных пробегов и запись результатов


измерений параметров основных узлов каждого электропоезда,
предусмотренных правилами ремонта и инструкциями, должны вестись в
книгах и журналах установленной формы.

1.7.7. При отправлении электропоезда для текущего ремонта ТР-3 в
другое депо и капитальный ремонт вместе с ним должны пересылаться
оформленный технический паспорт вагонов электропоезда и утвержденная
начальником депо опись дополнительного ремонта.

По окончании ремонта технические паспорта со всеми необходимыми
записями вместе с электропоездом должны быть возвращены в депо приписки.
Правильность оформления записей в них должна проверяться приемщиком
локомотивов перед подписанием акта приемки электропоезда из ремонта.

1.7.8. Оформление документации по отказам в пути следования и
случаям выполнения непланового ремонта должно вестись в соответствии с
Инструкцией о порядке расследования и учета случаев порч, неисправностей,
непланового ремонта, повреждений и отказов локомотивов и мотор-
вагонного подвижного состава.

1.7.9. Порядок регистрации работ по ремонту, освидетельствованию
и ревизии оборудования и записи результатов измерений основных
параметров оборудования в технических паспортах, книгах и журналах
установленной формы определяется начальником депо в соответствии с
нормативными документами о порядке составления отчетных и учетных форм.
При этом должно быть предусмотрено распределение обязанностей между
ответственными лицами и исполнителями по ведению технической
документации и обеспечение необходимого контроля со стороны заместителя
начальника депо по ремонту за своевременным, полным и правильным
ведением записей в технических документах.


1.8.1. Используемые методы и средства контроля технического
состояния электропоездов и их устройств, аппаратов, узлов, деталей,
оборудования, приборов должны обеспечивать объективную оценку качества
работ по техническому обслуживанию и ремонту и исключить возможность
в эксплуатации неисправных электропоездов.

1.8.2. Все отремонтированные и вновь изготовленные детали,
оборудование, аппараты, узлы машин и агрегатов перед постановкой на
электропоезда или перед сдачей в кладовую должны быть подвергнуты
испытаниям и проверке.

1.8.3. Объем, характер и порядок испытаний и проверки должны
соответствовать государственным стандартам, инструкциям, заводским
чертежам, технологической документации и указаниям Департамента
локомотивного хозяйства и настоящим Правилам.

1.8.4. Перечень деталей, устройств, аппаратов, узлов машин и
агрегатов, подлежащих конкретным видам испытаний, с указанием
периодичности устанавливается нормативной документацией, исходя из
требований настоящих Правил с учетом особенностей конструкции,
организации ремонта и условий эксплуатации электропоездов.

1.8.5. Обязательный перечень деталей электропоездов, подлежащих
магнитной или ультразвуковой дефектоскопии, с указанием периодичности
проверок приведен в Приложении к настоящим Правилам. При этом следует
руководствоваться Инструкцией по магнитному контролю ответственных
деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава в депо и на


ремонтных заводах, а также указаниями Департамента локомотивного
хозяйства по проведению ультразвуковой дефектоскопии.

1.8.6. Начальники служб локомотивного хозяйства железных дорог и
начальники депо обязаны устанавливать дополнения к указанному перечню
по магнитному или ультразвуковому контролю тех деталей, в которых
наблюдается появление трещин, с уведомлением Департамента
локомотивного хозяйства.

1.8.7. Мастера или бригадиры соответствующих цехов депо обязаны
осуществлять контроль за выполнением следующих основных работ:

- подъем и опускание кузова, выкатка и подкатка тележек;

- проверка рам тележек перед сборкой;

- ревизия зубчатых передач и редукторов;

- освидетельствование колесных пар и ревизия роликовых букс;

- ревизия пятников и опор кузова;

- ревизия ударно-сцепных устройств, упругих площадок, приводов
пневматических дверей;

- ревизия тягового трансформатора;

- ревизия выпрямительной установки;

- осмотр тяговых двигателей, вспомогательных машин, измерение
сопротивления изоляции их цепей;

- проверка подсоединения (монтажа) выводных кабелей тяговых
двигателей и вспомогательных машин после их замены;

- проверка статической характеристики токоприемников;

- монтаж высоковольтного ввода;

- проверка последовательности включения и выключения
электрических аппаратов по позициям в режимах тяги и электрического
30


можения, действия аппаратов защиты;

- опробование работы оборудования электропоезда под
напряжением контактной сети;

- проверка и испытание тормозного оборудования после ремонта,

ревизии и осмотра;

- проверка действия скоростемеров, автоматической локомотивной
сигнализации, автостопа, поездной и оповестительной радиосвязи;

- ревизия и ремонт гидравлических и фрикционных гасителей

колебаний.

1.8.8. Приемщики локомотивов обязаны контролировать качество
работ, выполняемых в депо при всех видах текущего ремонта, а также
выборочно при техническом обслуживании ТО-3 и соблюдение
установленной технологии, стандартов, настоящих Правил и инструкций и
принимать в процессе сборки и выпуска из ремонта в целом электропоезда и
основные их узлы, аппараты, электрические машины, агрегаты и
оборудование:

- тяговые двигатели и вспомогательные машины и их испытание;

- тяговые трансформаторы и сглаживающие реакторы;

- выпрямительные установки и их защиту;

- высоковольтный ввод;

- колесные пары, тяговые зубчатые передачи (редуктор и муфта);

- тележки, их рамы, подвеску редуктора, рессорное и люлечное
подвешивание, гидравлические и фрикционные гасители колебаний,
тормозная рычажная передача, автосцепное устройство;

- роликовые подшипники, буксы и собранные буксовые узлы;

- рама кузова, скользуны и пятники, упругие переходные площадки;


- приборы автоматического и электропневматического тормозов,
манометры, пневматические раздвижные двери, воздушные резервуары,
воздухопроводы и соединительные рукава и их испытание;

- ручной насос, звуковые сигналы, стеклоочистители;

- правильность работы всех электрических аппаратов во всех режимах;

- токоприемники;

- электрические аппараты защиты;

- аккумуляторные батареи, зарядные устройства;

- скоростемеры и их привод;

- качество внутренней и наружной окраски кузова вагонов и отделки
ремонтируемых частей и деталей;

- защитные устройства оборудования электропоезда по технике
безопасности;

- автоматическую локомотивную сигнализацию, связь "пассажир-
машинист", радиосвязь и оповестительную связь.

1.8.9. Приемщики локомотивов должны проверять надежность
крепления оборудования электропоезда и в особенности электрических
машин, тяговых трансформаторов, сглаживающих реакторов и подвагонной
электрической аппаратуры, корпусов редукторов и муфты, буксовых
подшипников, предохранительных устройств, путеочистителей, приемных
катушек АЛСН, тормозных цилиндров и воздушных резервуаров, лестниц
для подъема на крышу, а также подножек, поручней, диванов, потолков,
дверей и окон, крышек смотровых люков.

1.8.10. Приемщики локомотивов должны периодически
контролировать выполнение объема и качество работ по техническому
обслуживанию электропоездов ТО-1 и ТО-2.
32


то

1 8.11 • По окончании текущих ремонтов ТР-1, ТР-2 после проверки
озов правильности включения аппаратов в тяговом и тормозном
имах работы вспомогательных машин и начало движения при управлении
беих кабин электропоезд должен быть принят мастером и приемщиком
комотивов. Готовность электропоезда оформляется мастером с записью в
книге учёта готовности формы ТУ-125.

1.8.12. По окончании текущего ремонта ТР-3 электропоезд должен
быть принят старшим мастером (мастером) и приемщиком локомотивов с
опробованием работы автотормозного оборудования и цепей в тяговом и
тормозном режимах при управлении из обеих кабин машиниста.

Дальнейшее испытание электропоезда производится указанными
лицами с участием заместителя начальника депо по ремонту обкаткой на
участке на расстоянии не менее 40 км.

Окончательная приемка электропоезда оформляется после обкатки
актом установленной формы.

1.8.13. Начальнику службы локомотивного хозяйства железной
дороги предоставляется право разрешать начальникам депо выпускать
электропоезда из текущего ремонта ТР-3 без испытания обкаткой при гарантии
надежной работы в эксплуатации.

1.8.14. В целях осуществления контроля за качеством ремонта и
кнического обслуживания электропоездов и за выполнением обязанностей,
сложенных на подчиненных работников, начальник депо и его заместители
язаны систематически по специальному графику лично принимать из

-кущего ремонта и технического обслуживания электропоезда, и в первую
>едь, имевшие заходы на неплановый ремонт и отказы в эксплуатации, а
^ участвовать в испытании электропоездов обкаткой. Результаты осмотра

2 Зак. 283 33


и приемки электропоезда должны быть записаны ими в книге ремонта.

1.8.15. Заместители начальников железных дорог, ведающц»
локомотивным хозяйством, начальники служб локомотивного хозяйства
начальники отделов локомотивного хозяйства отделений железных дорог и
начальники локомотивных депо должны систематически контролировать
работу ремонтных цехов депо и организовывать проверки технического и
санитарного состояния электропоездов эксплуатируемого парка, а также
электропоездов, находящихся в запасе МПС России и резерве железной
дороги.

1.9. Гарантии и качество ремонта

1.9.1. Начальник депо обязан установить порядок выполнения
технического обслуживания и ремонта, в том числе определить:

- персональную ответственность каждого исполнителя и
коллективную ответственность всей комплексной или специализированной
бригады в целом за качество выполненных работ;

- меры материального стимулирования работников депо для
повышения качества ремонта и технического обслуживания.

1.9.2. Машинист несет ответственность за качество выполнения
технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 (при выполнении его локомотивной
бригадой), он должен обучить помощника машиниста выполнению
технического обслуживания и контролировать его работу.
Локомотивная бригада несет ответственность за сохранность электропоезда
с момента его приемки до сдачи другой локомотивной бригаде или постановки
на техническое обслуживание или текущий и неплановый ремонт в депо.
34


193. Локомотивные бригады и ремонтный персонал могут быть
чены к дисциплинарной ответственности по докладным приемщиков
отивов, мастеров, машинистов-инструкторов о неудовлетворительном
е ремонта, технического обслуживания электропоездов.

1.9.4. Система контроля качества технического обслуживания и
текущего ремонта в депо должна учитывать:

- выполнение работ конкретным исполнителем;

- результаты приемки ответственными лицами (бригадирами,
мастерами, приемщиками локомотивов и т.д.) выполненной работы в
процессе технического обслуживания и ремонта;

- результаты окончательной приемки электропоезда мастером
(старшим мастером), приемщиком локомотивов и руководителями депо;
оценку технического состояния и качества ремонта электропоездов;

- отказы и повреждения электропоездов по данным журналов
технического состояния, книгам учета неплановых ремонтов и другим
документам.

1.9.5. Все неисправности (отказы), возникшие в результате низкого
качества текущего ремонта ТР-3, выполненного в другом депо, обнаруженные
на электропоезде в течение гарантийного пробега до первого текущего
ремонта ТР-1 (по установленной для депо приписки периодичности),
устраняются в депо приписки с предъявлением счета депо, производившему
ремонт.

По тяговым трансформаторам, тяговым двигателям и
вспомогательным электрическим машинам гарантийный срок после
ыполнения текущего ремонта ТР-3 устанавливается до второго ТР-1.

Счет за выполненные работы по устранению дефектов предъявляется

2*


на основании акта, составляемого с участием представителя де&
проводившего ремонт ТР-3. Для этого депо приписки в течение 48 ч дол>^
вызвать телеграммой представителя депо, проводившего ремонт ТР-3, ь
определенный день с учетом времени на проезд.

В телеграмме указывается номер электропоезда, сведения о пробе])
и обнаруженных дефектах ремонта. Копия телеграммы направляете
начальнику службы локомотивного хозяйства железной дороги.

Для составления акта прибывшему представителю должны бьщ

представлены материалы по расследованию порчи, неисправности нц

непланового ремонта, данные об условиях эксплуатации, технической

обслуживании и ремонте электропоезда в депо приписки. При неявке

представителя акт с определением виновной стороны составляется с участием

только работников депо приписки электропоезда - начальника депо, мастера

и приемщика локомотивов.

При оформлении рекламаций и претензий по качеству ремонта
следует руководствоваться требованиями, изложенными в Основных условиях
ремонта и модернизации локомотивов, моторвагонного подвижного состава,
узлов и агрегатов на ремонтных заводах.

Порядок предъявления претензий, устранения неисправностей,
возмещению затрат на ремонт и определение ответственности сторон за
нарушение настоящих Правил должны быть отражены в договоре на ремонт
электропоездов.

1.9.6. По указанию начальника службы локомотивного хозяйства
железной дороги электропоезд может быть возвращен для повторного
ремонта в производившее ремонт депо (в пределах железной дороги приписки
электропоезда).


2 1 Осмотреть состояние деталей и узлов тележек, подвагонного

ического, пневматического и механического оборудования, переходных

ощадок, поручней и подножек, путеочистителей. Особое внимание

обратить на колесные пары, редуктор и его подвеску, упругую муфту, рамы

тележек, рессорное подвешивание, рычажно-тормозную передачу,

предохранительные устройства, амортизаторы, гидравлические и

фрикционные гасители колебаний, подвеску аппаратов и электрических

машин, межвагонные соединения, выводные провода электрических машин

и аппаратов.

2.2. Сразу после прибытия электропоезда в пункт отстоя проверить
на ощупь температуру подшипниковых узлов букс колесных пар, редуктора,
тяговых двигателей и вспомогательных электрических машин.

2.3. Определить внешним осмотром с земли или платформы скорость
подъема и опускания токоприемников и состояние оборудования на крыше
вагонов электропоезда.

2.4. Проверить плотность пневматических сетей, продуть магистрали,
резервуары и влагосборники.

2.5. Проверить состояние автоматических раздвижных, тамбурных и
переходных дверей, дверей туалетов и служебных помещений, шкафов,

отолочных люков, упругих переходных площадок, стекол окон и дверей,
рорточек, деталей внутривагонного оборудования.

2.6. Проверить работу вентиляции, отопления, освещения, системы
вещения, аппаратов и приборов в шкафах и служебных помещениях,

кение генератора, аккумуляторной батареи и зарядный ток, наличие и


исправность кожухов электрических цепей, плафонов, наличие пломб на стоцч
кранах.

2.7. Во время движения поезда проверить на слух работу ходовых
частей, тяговой передачи и плавность хода вагонов.

2.8. Проверить действие тормозного оборудования, автоматической
локомотивной сигнализации, автостопа, скоростемера, поездной радиосвязи
в соответствии с требованиями инструкций.

2.9. Проверить наличие и состояние инструмента, инвентаря,
сигнальных принадлежностей, противопожарных средств, запасных частей и
материалов.

2.10. Выполнить следующие работы по устранению выявленных
неисправностей, регулировке и смазыванию деталей и узлов механического
оборудования.

2.10.1. Смена тормозных колодок, регулировка рычажной передачи,
крепление в доступных местах ослабших резьбовых соединений, очистка от
снега и льда карманов дверей.

2.10.2. Осмотр тяговых двигателей и вспомогательных машин после
срабатывания защиты и по возможности устранение неисправностей.

2.10.3. Устранение неисправностей в низковольтных цепях.

2.10.4. Осмотр высоковольтных аппаратов при нарушении их
нормальной работы, выявление и по возможности устранение
неисправностей.

2.10.5. Смена соединительных воздушных рукавов, устранение утечек
воздуха в доступных местах.


211. После окончания работ машинист должен сделать запись о
лнении технического обслуживания ТО-1 и устранении неисправностей
журнале технического состояния электропоезда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: