Литература для самостоятельного изучения
Вопросы и задания для самостоятельного изучения
Связь педагогики с другими науками
Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.
Педагогика и социология исследуют пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты – семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.
Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.
Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психологического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.
|
|
1. Раскройте происхождение слова «педагогика».
2. Какой вклад в становление педагогики как науки внес Ян Амос Коменский?
3. Охарактеризуйте этапы становления педагогики.
4. Кто из зарубежных и отечественных ученых разных эпох внес наибольший вклад в развитие педагогической науки и практики?
5. В каких значениях в современных условиях употребляется термин «педагогика»?
6. Определите объект и предмет педагогической науки.
7. Раскройте сущность основных категорий педагогики.
8. Назовите основные отрасли педагогики.
9. Каковы формы и типы связей педагогики с другими науками?
1. Педагогика: Учеб. для студентов вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд.,стер. - М.: Академия, 2008. - 576с.-36 печ. - (Высш. проф. образование).
2. Пархоменко Е.А. Общие основы педагогики: Учеб. пособие. - Краснодар: КГУФКСТ,2011.-158с.-10 печ.л.
3. Андреева, И. Н., Васильева, З. И., Аханян, Т. К., и др. История образования педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие. – М., 2000.
4. История педагогики в России: хрестоматия. – М., 2000. – 256 с.
5. История педагогики в России: хрестоматия. – М., 2002. – 256 с.
6. Новиков А.М. О предмете педагогики / Журнал «Педагогика». – 2010. - №6. – С. 8-15.
Тема: «Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса»
Вопросы:
1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
2. Цель и задачи гуманистического воспитания.
3. Сущность личности в гуманистической теории воспитания.
|
|
4. Тенденции и принципы гуманистического воспитания.
ВОПРОС 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие «воспитание» является одним из ведущих понятий в педагогической науке. Употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Практически отождествляется с социализацией. В узком педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где деятельность педагогов называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям.
Пример 1: Российская энциклопедия: в 2-х Т, Т 1-м, 93, с 165.
1) наиболее обобщенная классификация включает:
§ умственное;
§ нравственное;
§ трудовое;
§ физическое.
2) в зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют:
§ гражданское;
§ политическое;
§ интернациональное;
§ нравственное;
§ эстетическое;
§ трудовое;
§ физическое;
§ правовое;
§ экологическое;
§ экономическое.
3) по институционному признаку:
§ семейное;
§ школьное;
§ внешкольное;
§ конфессиональное (религиозное);
§ воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике);
§ воспитание в детских, юношеских организациях;
§ воспитание в специальных образовательных учреждениях.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованную воспитательную работу. Если есть воспитание, значит:
1) учитываются движущие силы развития;
2) возрастные и индивидуальные особенности детей;
3) используются влияния общественной и природной среды;
4) ослабляются неблагоприятные воздействия внешней среды;
5) достигается единство и согласованность всех социальных институтов;
6) ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Современное научное представление о воспитании сложилось в результате длительного противоборства ряда педагогических идей.
В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах существует и до наших дней.
Какова причина ее возникновения?
Иоганн Фридрих Гербарт - немецкий педагог, яркий представитель этой теории. Цель воспитания – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». Приемами управления считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.
Как протест против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория нашла своих последователей. Отрицательными моментами этой теории считаются стихийность и самотек в воспитании. Эта теория оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.
Нормативные документы и опыт учителей-новатов 20-х годов ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания, то есть на развитие самостоятельности и самоуправления.
Интенсивно развивалась педагогика, и закладывались основы для дифференциации обучения и воспитания.
|
|
Но гуманистический расцвет отечественной педагогики вызывал восхищение и привлекал внимание всего мира только три года. С усилением тоталитарного государства постепенно стали вводиться жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгон его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.