Выбор конкурентных стратегий для исследования позиции фирмы в конкурентной борьбе определяется результатами исследований 2-х проблем:
1) определение привлекательности данной отрасли в перспективе;
2) определение конкурентных позиций фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.
Привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе определяют 5 конкурентных сил:
1)появление новых конкурентов;
2) угроза замены данного продукта новым;
3) сила позиции поставщиков;
4) сила позиции покупателей;
Конкуренция производителей внутри отрасли.
Появление новых конкурентов определяется понятием «барьер входа в отрасль». Он определяется следующими функциями:
1) экономикой масштабов (Например, у фирм, впервые появившихся на рынке, сбыт нового товара значительно ниже, чем у традиционных производителей, поэтому издержки больше, а так как цены примерно равны, то могут быть либо убытки, либо меньше прибыли. И необходимо решить, стоит ли ради освоения нового бизнеса идти на это?)
|
|
2) привычностью марки товара, т.к. потребители уже ориентированы на привычные марки, новым производителям необходимо сделать свою марку популярной среди новых потребителей.
3) фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль (стандарты, требования дизайна и т.д.).
4) затратами на новые основные фонды.
5) доступ к системе товародвижения.
6) доступ к отраслевой системе снабжения.
7) отсутствие опыта производства данного вида товара, из-за чего может быть большая себестоимость по отношению к старым производителям.
8) возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Начиная от отказа продажи необходимых патентов, до правительства и местных структур власти.
Угроза замены данного продукта новыми продуктами, т.е. производство продуктов удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе новых материалов, технологий и т.п.
Сила позиции поставщиков. Во многом она определяется типом рынка (рынок поставщика, рынок потребителя).
Сила позиции поставщиков определяется следующими функциями:
1) разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и услуг.
2) наличием возможности смены поставщика.
3) величиной затрат на смену поставщика.
4) величиной объема продукции, закупаемой у поставщиков (объемы закупки делают поставщиков более зависимыми от предприятий-потребителей).
Сила позиций покупателей. Она также определяется типом рынка (рынок производителя и потребителя).
Сила позиции покупателей определяется следующими функциями:
1) возможность переключиться на использование других продуктов.
2) затратами, связанными с этим переключением.
3) объемом закупаемых продуктов.
Рассмотренные 4-е силы определяют привлекательность отрасли.
Пятая сила характеризует конкурентную борьбу в самой отрасли.