Социологическая анкета

По целенаправленности

По степени формализации

По содержанию

Фундаментальные методы исследования.

Метод социологического опроса.

Опрос – метод получения первичной социологической инфы, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Он позволяет исследовать социальные процессы и явления не доступные наблюдению, происходящие в сфере сознания людей.

Особенности:

1.непосредственная связь с объектом исследования. Данные получают от непосредственных участников изучаемого явления!!!!!!!!!

2.содержание инфы зависит от установок и компетенции респондента.

3.получаемые данные определяются видом и содержанием вопроса.

Достоинства:

1.универсальность. Можно зафиксировать любую инфу. Нет такой проблемы, которую мы не могли бы изучать методом опроса. Касающуюся как прошлого, так и настоящего.

2.можно изучать глубинные процессы, происходящие в сознании людей. Мотивы поведения, систему целостных ориентаций социальных установок. Путем обобщения выявлять тенденции развития массового сознания.

3.позволяет получать ту инфу, которой нет ни в каких источниках.

4.оперативность получения инфы.

Недостатки:

1.есть вероятность получить искаженную инфу в силу некомпетентности респондента или случайных обстоятельств.

2.может происходить навязывание респонденту мнения исследования через формулировку вопроса или вариантов ответа.

3.получаемая инфа – это объективная реальность, преломленная через призму индивидуального сознания.

Метод наблюдения.

Анализ документов.

Классификация видов опроса.

-анкетирование.

-интервью.

-экспертный опрос.

-социометрический опрос.

-тестирование.

-стандартизированный опрос – заготовочка.

-не стандартизированный – без анкеты

-комбинированный.

-клинический – по широкой тематике.

-фокусированный – по узкой тематике.

-панельный – многократный опрос одних и тех же респондентов.

-трендовый – повторный опрос на одном объекте без сохранения выборки.

-сравнительный – опрос по одной методике разных объектов.

Социологическая анкета - объединенная единым смыслом система опросов, направленная на выявление кол/кач характеристик объектов и предмета исследования. Основа ее предназначения – дать исследователю достоверную инфу. Это система опросов, которые представляют собой перевод проблему в формулировку, принятые респондентом.

Вопрос как инструмент.

Функция вопроса – инструмент, с помощью которого исследователь получает нужную инфу. Сложность в том, что один и тот же вопрос будет обращен к разным людям, каждому из которых он должен быть понятен, никого не обидеть пониматься, так как его понимает задающий вопрос.

Классификация вопросов:

1.от отношение цели

-содержательные

-процедурные

2.по предметноому содержанию

-о фактах

-о знаниях

-о мнениях

3.по функциям

-вопрос-фильтр

-контрольный вопрос-это достигается с помощью вопроса ловушки когда один и тотже вопрос формулируется по разному.

-функционально-психологические помогают поддерживать интерес, снимать напряжение, помогают точнее понять смысл, переходить от одной темы к другой.

4.по степени стандартизации

-закрытый вопрос

Предполагают готовые варианты ответа.

Виды:

а. дихотомический (да, нет).

б. альтернативный (один вариант ответа).

в. вопрос-меню (несколько вариантов ответов).

Трудности формулировки:

а. список вариантов ответов должен быть исчерпывающим.

б. в альтернативном вопросе варианты должны быть взаимоисключающими.

в. должна быть логика.

г. последовательность должна быть продуманной.

Преимущества:

а. позволяет за счет стандартизации получать четкие результаты. Анализ носит более объективный характер.

б. легкость обработки инфы.

в. высокая заполняемость.

г. оперативность получения инфы.

Недостатки:

а. не всегда исчерпывающие вопросы, примерное соответствие ответу.

б. можно пропустить вариант который нужен респонденту.

в. принижает личность респондента, некоторых раздражает выбор варианта ответов.

-открытый вопрос

Когда мы не предлагаем варианты ответов

Специфика:

1. нужно уметь правильно формулировать вопрос.

2. % заполнения низкий.

3. сложность обработки.

Преимущества:

1. Позволяет получать инфу о психотипе.

2. Позволяет получить не только прямую но и косвенную инфу.

3. Положительная мотивация для опроса, респонденту дают высказать свою точку зрения.

-полузакрытый вопрос

Анализ документов.

Содержание документа – это та сторона социальной инфы, которая связывает и объединяет участников общения. Именно обмен содержанием инфой составляет суть общения. Поэтому анализ этой инфы позволяет получить исчерпывающую и системную инфу о жизни общества в целом. Одним из способов оформления, фиксации, хранения являются документов.

Документ – все то, что представляет собой важный источник информации и вместе с тем результат осмысления знаний об определенной сфере социальной жизни.

Метод – совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической инфы при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Достоинства метода:

Документы созданы не исследователем и не для него, а другими людьми по различным поводам. Исследователь не может влиять на инфу, он может ее использовать в соответствии с целью и задачами своего исследования.

Недостаток метода:

Инфа может быть ложной, недостоверной, субъективной.

Что необходимо учитывать при оценке надежности документа:

1. официальность

2. авторство

3. надежность, юридическая защищенность

4. личные документы всегда носят тенденциозный характер

Классификация документов:

1. по общей значимости

-официальные

+мин субъективность автора, точность, большой охват инфы

-излишняя формализованость, могут обслуживать определенную группу, идеологию

-неофициальные

А. общественные (документы общественных организаций).

Б. личные (дневники, мемуары, письма, СМИ).

2. по форме изложения

-статистические

-вербальные

3. по способу фиксации

-письменные

-иконографические

-фонетические

4. по авторству

-индивидуальные

-коллективные

Вторичная инфа – это ранее собранная инфа для определенных целей.

Преимущества:

-дешевая

-быстрота сбора

-много источников

-можно получить инфу, которую нельзя получить самостоятельно

Недостатки:

-неполнота

-устаревшая инфа

-возможность ложной инфы

-противоречивость

Методы анализа документов:

1.Традиционный анализ.

Направлен на вскрытие содержания текста (читать между строк). Нужно установить:

-кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном контексте создавался документ.

-каково соотношение фактов, отраженных в документе с изучаемой действительностью.

-как отражается на содержании документа взгляды, оценка, предпочтения автора, его статус и его жизненная позиция.

Характеристика анализа

Традиционный анализ – это процесс который зависит.

-содержание и направленности самого документа

-условий, целей и задач

-научной квалификации

Вывод:

Традиционный анализ неотделим от личности исследователя, а значит несет в себе возможность субъективной интерпритации.

ОООО ОООО

ОООООООО ОООООООО

Я ОООООООООООООООООО ТЕБЯ!!!!!!!!!!!!!!

ОООООООООООООООО

ОООООООООООООО

ОООООООООООО

ООООООООО

ООООО

ОО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: