Германия, Англия, Франция

Япония

США

Инновационной деятельности

Зарубежный опыт государственного регулирования

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:

1) предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

2) уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

3) «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

4) льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

5) снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

6) связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

7) льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, «ноу-хау» и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

8) уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

9) вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

10) зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран.

Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция).

Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).

Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

НАСА;

Национальное бюро стандартов;

Министерство обороны;

Национальный центр промышленных исследований;

Национальная академия наук;

Национальная техническая академия;

Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50% — частные фирмы и организации, 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

В Японии наиболее сильно проявились тенденции централизации в области научно-технического прогресса (НТП). Государство в лице Министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП) берет на себя такие функции централизованного управления, аналога которым нет в США и даже во многих западноевропейских странах. Это выработка стратегических долгосрочных направлений развития и финансирования государственных программ научных исследований, обеспечивающих реализацию этих направлений, координация государственной и частной предпринимательской стратегии и тактики развития, тесное взаимодействие частных компаний и государства.

Процесс централизации и регулирования сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в Японии состоит из:

- финансирования науки через государственные министерства и создание гигантских постоянно действующих национальных лабораторий;

- развитие централизованных научных комплексов крупных корпораций, получающих крупные государственные заказы;

- формирование международных институтов, программ, проектов.

В Японии государственная экономическая политика тесно увязана с инновационной политикой, что представляется чрезвычайно важным применительно к НИОКР.

Общие подходы к роли государства в регулировании экономики распространяются также и на национальную инновационную политику. Принципы, на которых строится политика Японии по созданию благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности, следующие.

Финансовая поддержка приоритетных отраслей промышленности посредством субсидий и дешевых кредитов, выдаваемых государственными финансовыми организациями через Японский банк развития и Японский экспортно-импортный банк.

Преференциальное распределение иностранной валюты в пользу приоритетных отраслей — с тем, чтобы они могли импортировать необходимые им оборудование и технологию.

Стимулирование импорта новейших иностранных технологий и технической кооперации японских фирм с иностранными компаниями.

Защита возникающих отраслей посредством установления высоких импортных пошлин и нетарифных барьеров.

Специальная система ускоренной амортизации для импортируемого оборудования, что уменьшает налогообложение японских фирм и делает возможным увеличение их капиталовложений в новые промышленные предприятия и проекты.

Уникальная система административного государственного управления конкуренцией, свойственная только Японии, суть которой заключается в праве государства регулировать уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияний, регулирования объемов производства и капиталовложений.

Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики путем ее всестороннего обсуждения.

Другой важной особенностью и отличием японской системы управления является то, что она позволяет формировать интегрированную инновационную политику, охватывающую все направления развития науки и техники, определяет набор экономических и других инструментов государственного управления, благодаря которым инновационный процесс может быть обеспечен необходимыми ресурсами.

В системе государственного управления инновационной деятельностью в Японии существенную роль играют исследовательские организации — мозговые центры по мониторингу инновационных процессов и их прогнозированию.

Около 300 таких государственных и частных мозговых центров Японии, чей уровень экспертизы и прогнозирования технологического развития превосходит уровень крупнейших американских консультационных фирм, обеспечивают деятельность государственных организаций, связанных с прогнозированием и планированием НИОКР. Принципиальным отличием японского планирования НИОКР от американского является наличие механизма оценки эффективности планирования и прогнозирования.

Государственное регулирование отношений конкуренции и кооперации между субъектами рынка является одним из методов косвенного воздействия государства на инновационную деятельность и важнейшим рычагом повышения ее эффективности. Оно оказывает влияние на формирование всех ресурсов инновационного процесса. Основным инструментом государственного регулирования в этой области является антимонопольное законодательство.

В Японии государство воздействует на развитие инновационных процессов также и посредством интенсивной конкуренции. В лице МЭТП оно так управляет конкуренцией, что последняя обостряется в периоды экономического подъема и переходит в сотрудничество в периоды спада, тем самым создавая благоприятные условия для новых капиталовложений в совершенствование и развитие технологии именно в тот момент, когда в этом существует необходимость, а ситуация на рынке этому препятствует. Таким образом, государственное регулирование конкуренции в Японии в качестве одной из основных целей преследует создание условий, благоприятных для создания и распространения новой технологии.

Государство оказывает прямое воздействие на инновационную деятельность посредством распределения финансовых ресурсов из государственного бюджета через соответствующие министерства и ведомства. За счет этих ресурсов проводятся исследования в государственных лабораториях, частных фирмах и академических научно-исследовательских организациях. Структура финансирования отражается определяющим образом на направлениях и качестве проводимых исследований.

До последнего времени в основе развития японских НИОКР лежал принцип широкого заимствования технологии из-за рубежа с последующим ее быстрым усовершенствованием и оперативным внедрением в производство. Однако возросшие трудности в приобретении новых зарубежных патентов и лицензий побудили Японию встать на путь развития собственных исследований не только в прикладной, но и в фундаментальной области.

Именно поэтому Япония существенно расширяет финансирование собственных НИОКР, и особенно в области фундаментальных исследований. Кабинет министров Японии утвердил разработанную Агентством по науке и технике принципиально новую программу развития НИОКР, в которой особое внимание уделено фундаментальным исследованиям. К работе по осуществлению этой программы подключены не только государственные университеты и лаборатории, но и многочисленные исследовательские организации частных фирм. Государственное финансирование НИОКР оказывает существенное воздействие на частные промышленные фирмы, так как они являются главными исполнителями НИОКР, финансируемых государством. В США на их долю приходится 54% научно-исследовательских работ, на долю государственных лабораторий — 26%, и на долю университетов и колледжей — 20%. В Японии же подавляющий объем НИОКР, финансируемых государством, выполняется частными промышленными фирмами (72,7%). На государственные НИИ приходится 13,9%, на университеты (государственные и частные) — 13,3%. Из этого следует, что в Японии посредством бюджетного финансирования государство оказывает относительно более сильное воздействие на инновационную деятельность частных фирм, нежели в США. При этом, если в Японии государственное финансирование НИОКР направлено на решение задач, обеспечивающих, в первую очередь, коммерческие интересы национальных промышленных фирм, то в США основная часть средств на проведение НИОКР, получаемых частными фирмами, идет на оборонные проекты.

Для создания финансовой базы развития капиталоемких отраслей на основе внедрения новой технологии Япония пошла по пути стимулирования различных видов сбережений посредством привлечения денег населения в японскую систему почтовых сберегательных вкладов и частные депозиты в коммерческих городских и региональных банках.

Японский банк развития был создан в 1951 г. с целью предоставления долгосрочных дешевых кредитов фирмам, действующим в новых развивающихся отраслях промышленности. Кредиты этого банка могут покрывать до 30—50% издержек инвестиционных проектов в приоритетных областях.

Финансовая деятельность Японского банка развития так же, как налоговая система и государственные субсидии, является инструментом государственного регулирования деятельности частных фирм в сфере НИОКР в целях ускорения развития национальной экономики.

Необходимо отметить, что благодаря государственному регулированию в области кредита японские фирмы имеют возможность получать значительные финансовые ресурсы для развития и внедрения новой технологии по низкой цене. Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий.

В системе государственного управления инновационной деятельностью политика в области внешнеэкономических связей играет важную роль. Для эффективной инновационной деятельности национальных фирм имеет значение не только государственное регулирование международного технологического обмена, но и регулирование внешнеэкономической деятельности в целом. Регулирование импорта воздействует на характер конкуренции национальных фирм с иностранными компаниями, оказывая, тем самым, влияние на уровень коммерческого риска и, таким образом, на инновационную активность.

Регулирование экспорта выступает в качестве фактора доступности иностранных рынков, понижая или повышая коммерческий потенциал осваиваемой национальными фирмами технологии. В Японии государственное регулирование внешнеэкономических связей в значительной степени подчинено задачам государственной инновационной политики, что в одинаковой степени касается как импорта, так и экспорта.

Японская система НИОКР коренным образом отличается от США именно той ролью, которую играет в этом деле правительство. Вопреки общепринятому ошибочному мнению, правительство Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы.

Стремясь продвинуть новую технику и технологию дальше, чем ее конкуренты, Япония планирует достичь технологического превосходства с помощью шестицелевой программы, основанной на использовании прошлого опыта и промышленной мощи. План, отражающий задачу успешно развивать инновационный потенциал страны в наступившем XXI в., включает в себя следующие стратегические направления:

стратегическое направление № 1 — параллельная реализация научно-технической программы;

стратегическое направление № 2 — стратегические международные союзы;

стратегическое направление № 3 — проект «Технополис»;

стратегическое направление № 4 — создание телекоммуникационных сетей;

стратегическое направление № 5 — рисковый капитал и венчурные фирмы;

стратегическое направление № 6 — селективное поощрение импорта.

Данные направления развития не связаны ни с большими бюджетными расходами, ни с применявшимися ранее японским правительством методами регулирования и изменения структуры промышленности. Они в максимальной степени используют преимущества положительных изменений в японском обществе и тенденции к приватизации капиталовложений.

Возрастающая роль государства в финансировании науки, подготовке кадров, создании материальной и информационной структуры, а также в обеспечении налоговых, амортизационных и других экономических привилегий для НТП в частном секторе, обеспечивает развитие сферы НИОКР и укрепление научного потенциала и совершенствует сам рыночный механизм создания, тиражирования и использования нововведений. Государственное регулирование должно содействовать росту наукоемкости частных компаний, созданию мотивации к научно-техническому развитию, новаторству для всех субъектов экономики. Таким образом, главная целевая функция государства в этой сфере совпадает с основной задачей государственного регулирования вообще — это повышение экономической дееспособности главных хозяйствующих субъектов — корпораций и фирм, поддержание их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. В связи с тем, что в современных условиях экономический успех и конкурентоспособность определяются, в основном, научно-техническим потенциалом, научно-техническая политика становится важнейшим инструментом государственного регулирования.

Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3-е (2,3% ВВП), 4-е (2,4% ВВП) и 5-е (2,2% ВВП) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35—45%.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

выработка единого антимонопольного законодательства;

использование системы ускоренной амортизации оборудования;

льготное налогообложение НИОКР;

поощрение малого наукоемкого бизнеса;

прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главная цель данного документа — ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.

С 1988 г. действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.

В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:

ЭСПРИТ — Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем;

РАСЕ — исследование передовых способов связи в Европе (цель — проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи);

ЭВРИКА — комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: