Принципы менеджмента объективны и субъективны одновременно.
Тесная связь их с экономическими законами характеризует их объективность. Вместе с тем им свойственен и некоторый субъективизм, так как их вырабатывают, формируют и претворяют в жизнь люди.
Существует несколько подходов к классификации принципов менеджмента. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. О’Доннелом в книге «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций» (1981 г.) Авторы рассматривают десять принципов планирования; пятнадцать – организации; десять – мотивации и четырнадцать – контроля.
Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 году американским менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов производительности». Один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказывал мысль, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.
|
|
1.2. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ
Все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы – общие и частные. Общие принципы формируются с учетом действия экономических законов, это главные правила любого управленческого решения, поэтому ими следует руководствоваться вне зависимости от специфики решаемой задачи.
К ним относятся принципы системности, многофункциональ-ности, применимости, интеграции, ориентации на ценности.
К общим принципам менеджмента можно отнести принципы управления, сформулированные А.Файолем в начале ХХ столетия, и принципы управления, разработанные в 90-е годы ХХ столетия (рис. 1.1 и 1.2).
(классическая школа)
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда – выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.
2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать приказы, а ответственность – ее противоположность. Где дается власть – там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4. Единоначалие. Рабочий должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство руководства. Каждая группа, действующая в направлении к одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.
|
|
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Эта проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
9. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителей низового звена (линии власти).
10. Порядок. Это место для всего и вся на своем месте.
11. Справедливость. Это сочетание преданности персонала и справедливого отношения к нему администрации.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Единение – это сила. А она является результатом гармонии персонала.
Рис. 1.1