Общие сведения
Неразъемных соединений наибольшее распространение.
Сварные соединения являются наиболее прочными и наименее затратными среди неразъемных соединений и могут быть получены на автоматах и автоматических линиях, в силу чего они и получили среди
Основными недостатками сварных соединений являются: наличие остаточных напряжений из-за неоднородного нагрева и охлаждения и возможность коробления деталей при сваривании (особенно тонкостенных),
возможность существования скрытых (невидимых) дефектов (трещин, непроваров, шлаковых включений), снижающих прочность соединений.
Выбор способа сварки определяется следующими факторами:
— маркой свариваемого материала;
— требуемыми свойствами сварного соединения;
— конструкцией сборочной единицы.
Соединения с гарантированным натягом (Прессовые)
Соединение деталей машин с на-
тягом, обеспечиваемым разностью
посадочных размеров, происходит за
счет сил упругости от их предвари-
тельной деформации. С помощью на-
|
|
тяга соединяют обычно соосные дета-
ли с цилиндрическими и, реже, кони-
ческими поверхностями контакта
В результате натяга на поверхностях
контакта возникают удельные давления
p и соответствующие им силы трения,
которые препятствуют относительному
смещению собранных деталей. Соединения
используют для передачи вращающего
момента и сил между сопрягаемыми деталями.
Детали, как правило, соединяют механическим или тепловым способом.
При сборке механическим способом охватываемую деталь (например, вал) с помощью пресса вдавливают в охватывающую деталь (например, подшипник) или наоборот. Этот способ используется при сравнительно небольших натягах.
Тепловой способ соединения применяется при больших натягах и
производится путем нагрева охватывающей детали или охлаждения ох-
ватываемой детали до температуры, обеспечивающей свободное совме-
щение деталей (обычно – нагрев в масляной ванне – до 200°С – 400°С, а
охлаждение – в жидком азоте (до 150С) или сухим льдом (72С)).
Соединения с натягом просты и технологичны, обеспечивают хорошее центрирование и фиксирование взаимного положения сопрягаемых деталей, что позволяет передавать значительные статические и динамические нагрузки.
«Детали машин. Разъёмные и неразъёмные соединения»
Отдельные части, из которых состоят механизмы и машины, называются деталями машин. Деталью машины считают часть, состоящую из целого куска материала, т.е. которую изготавливают без сборочных операций. Группа деталей, объединенных общим назначением и работающих в комплексе, называется сборочной единицей. Сборочная единица — это изделие, составные части которого в процессе сборки соединяются между собой свинчиванием, сочленением клейкой, сваркой, пайкой, опрессовкой и т. д., например станок, редуктор, башня башенного крана, маховичок из пластмассы с металлической арматурой и т. д.
|
|
Некоторые детали можно встретить в любой машине (болт, гайка, шпонка, вал). Другие же применяются только в одном или нескольких типах машин (ковш, поршень, шатун, крюк). Первые из них называют деталями общего назначения, вторые — специального назначения.
В отношении возможности разборки соединения подразделяются на разъемные и неразъемные.
Разъемными называются соединения, которые допускают разборку деталей машин без разрушения, соединяющих или соединяемых частей, называются разъемными.
К разъемным соединениям относятся:
— резьбовые,
— шпоночные,
— шлицевые,
— штифтовые,
— профильные,
— штыковые.
Разъемные соединения применяются в тех случаях, когда по условиям работы соединения периодически (в определенное или неопределенное время) требуется разборка и сборка его частей.
Неразъемными называются соединения, допускающие разборку деталей машин только после их полного или частичного разрушения, называются неразъемными.
К неразъемным относятся соединения:
— заклепками,
— сваркой,
— пайкой,
— склеиванием,
— замазкой,
— прессовые,
— развальцовкой,
— гибкой,
— заформовкой.
Неразъемные соединения применяются в тех случаях, когда в разборке их нет необходимости.
Рис. 1. Общая классификационная схема соединений
Не все из указанных на схеме соединений применяются одинаково широко. Многие из них имеют большое количество подтипов. Рассмотрим только важнейшие и наиболее интересные из них.