Вопрос 4. Административная ответственность отдельных категорий граждан

Административная ответственность должностных лиц

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФадминистративной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечания к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 КоАП РФ - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

В соответствии с ч. 1 ст.2.5 КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 2.5 КоАП РФ, несут дисциплинарную ответственность.

Однако ст.2.5 КоАП РФ содержит перечень видов правонарушений, за которые указанные лица несут ответственность на общих основаниях (о нарушении законодательства о выборах и референдумах – ст.5.1 – 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – ст.6.3,  законодательства об охране окружающей природной среды и природопользования – глава 8, требований пожарной безопасности вне места службы – ст.11.16, правил дорожного движения – гл.12, также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов – гл.15, таможенных правил – гл.16 и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ – ст.18.1 – 18.4, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении - статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15).

При этом к ним не может быть применено административное наказание - административный арест.

Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

В соответствии с ч.1 ст.2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ч.2 ст.2.6 КоАП РФ).

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права (ч.3 ст.2.6 КоАП РФ).

Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

Согласно ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ собственники (владельцы) транспортных средств привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

 Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч.2 ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Административная ответственность юридических лиц

В соответствии с ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч.2 ст.2.10 КоАП РФ).

 

 

Объем времени, отводимый для изучения данной темы: 90 минут.

Место проведения: учебная аудитория согласно расписанию.

Методика проведения: повествовательное изложение материала, объяснение, проблемное изложение материала.

Основное содержание темы:

Понятие и признаки административного правонарушения. Понятие состава административного правонарушения, его элементы и признаки (объективные и субъективные). Понятие объекта административного правонарушения. Виды объектов: общий, родовой, непосредственный, а также основной, дополнительный, факультативный. Предмет административного правонарушения. Понятие объективной стороны состава административного правонарушения.

Материальные и формальные составы административного правонарушения. Формы деяния: действие и бездействие. Общественно опасные (вредные) последствия, причинная связь и их правовое значение. Понятие субъективной стороны состава административного правонарушения.

Обязательные и факультативные признаки субъективной стороны административного правонарушения. Формы вины. Вина юридического лица. Понятие и признаки субъекта административного правонарушения. Физические и юридические лица как субъекты административного правонарушения. Общие, специальные и особые признаки субъекта (физического лица) административного правонарушения.

Понятие и значение квалификации административных правонарушений. Методика квалификации административных правонарушений. Квалификация по признакам субъекта и субъективной стороны состава административного правонарушения. Квалификация множественности правонарушений. Повторность и совокупность правонарушений.

Цель занятия: сформировать у слушателей ясное представление об административном правонарушении, его составе; о квалификации административных правонарушений.

План

Введение

1. Понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности.

2. Понятие и элементы юридического состава административного правонарушения.

Заключение

Литература:

Нормативно-правовые акты:

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12. 2008)// Российская газета. № 237. 25 декабря.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), Ст. 1.

6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Основная:

6. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейского). Часть 2: учебник / под общей редакцией В.Л. Кубышко – М.: ДГСК МВД России, 2015 – 320 с.

7.  Справочник полицейского в вопросах и ответах: учебно-практическое пособие / под общей редакцией М.А. Чуносова – Симферополь: КФ КрУМВД России, 2015 – 256 с.

8. Административное право России. / Под ред. КикотяВ.Я., КононоваП.И., КилясхановаИ. Ш. 5-е изд., перераб. и доп.: Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МВД РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник».–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.759 с.

9. Административное право: учебник / Под ред. ПоповаЛ.Л., Студеникиной М.С. М.: Издательство «НОРМА», 2010. 992 с.

10. Административное право России: Учебник / Под ред. Конина Н.М., Старилова Ю.Н. 2-е изд., пересмотр. –М.: Издательство «НОРМА»,
2010. 445 с.

Дополнительная:

1. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник. 4-е издание переработанное и дополненное.– М.: Издательство Юрайт.,
2011. 251 с.

4. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. КилясхановаИ.Ш. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. 399 с.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма – Инфра, 2009. 640 с.



ВВЕДЕНИЕ

 

    Рассматриваемая тема является одной из узловых тем курса. В теоретическом отношении тема довольно сложная по следующим причинам:

    - во-первых, ее изучение предполагает наличие определенных знаний по курсу теории государства и права. Например, относительно таких понятий, как юридические факты, норма права, структура правовой нормы;

    - во-вторых, необходимо усвоить составные части механизма административно-правового регулирования;

    - в-третьих, рассматриваемые вопросы имеют острый проблемный характер, например, в юридической науке до сих пор не достигнуто единства относительно определения административного правонарушения.

      В России действует большое количество различных юридически обязательных административных правил, которые имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности.

К их числу относятся, например, санитарно-эпидемиологические и правила дорожного движения, правила охраны окружающей природной среды и природопользования, правила торговли, воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения, налоговые, таможенные правила, правила поведения в общественных местах и др.         

Все они устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Нарушение таких правил считается правонарушением. Правонарушения делятся на преступления, являющиеся предметом уголовного права, и проступки (деликты) – административные, дисциплинарные и служебные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: