Как формируется жизненный мир

Метафора о мире родом из детства. Ребенок запоминает, какой мир обычно вокруг него, каким мир воспринимают родители и привыкает жить в той или иной картинке. В будущем - он может продолжать жить в том же мире по привычке, то ли сам формировать вокруг себя миры.

По взглядам Ф.Е.Василюка, в типологии жизненных миров психика - это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире. От психики следует отличать сознание - орган, инструмент ориентировки в ценностях сложного внутреннего мира, и волю - то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире.

Внутренняя картина жизни - субъективный способ осмысления того, что с человеком происходит в жизни.

Одна из форм внутренней картины жизни - сказка: трактовка, осмысление и оценка реальности в виде социально завершенных сюжетов.

Другая форма осознания, осмысления своей жизни - метафора, в данном случае - метафора жизни. Базовые метафоры жизни - это разговор о Жизненных мирах.

Метафора - образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.

Каждый воспринимает происходящее через свой фильтр или через свою волшебную призму, получая в результате свою картинку, свою сказку о мире. А в основе всех мелких, частных картинок лежит главная, базовая картинка - какой мир в целом. Дружественный или враждебный, трудный или легкий. Мир ясный, простой и просторный - или заставленный ограничениями, сложный и туманный. Мир Арены или Детский сад. Джунгли или Мир человеческих встреч…

Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на основании того, что он сам про этот мир придумал - или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть.

Зачем про это знать?

Тот, кто узнает себя в том или ином мире, имеет возможность или утвердить себя в нем, или предпринять усилия, чтобы переключить себя в другое состояние и жизнь в другом мире.

Любовь существует только в сказке. Вне сказки существует инстинкт размножения, ферромоны и физиологически обоснованное влечение особи противоположного пола, сопровождающееся всплеском гормональной системы, призванным решить вопрос воспроизводства и сохранения данного биологического вида на земле. Тот, кто не знает сказку о любви, не может любить, хотя вполне успешно может ощущать сексуальное возбуждение и, возможно, даже социально приемлемым образом заниматься сексом.

Родина существует только в сказке. В реальности есть только место место рождения, место проживания и прописка.

Мама - живет только в сказке. В реальности есть женщина, произведшая ребенка на свет, производившая его вскармливание и другое текущее обслуживание.

Значимость сказок

Человек, не знающий сказки человеческой жизни и умеющий в них верить - не вполне человек. Как сказал один физик: "Вы знаете, я этого всего не понимаю - солнце, чайки... Мне главное высота «h» и скорость «v». Процесс воспитания - это в том числе обязательно привитие человеку сказок общечеловеческой и местной культуры, помогающих ему жить среди людей и творить жизнь, воплощающую сказку.

Например - он меня обнял - он меня любит - это сказка. В реальности - просто подошел, положил руки на мои плечи (сила давления, тепло, холодно?), потом ушел. А в сказке - любит. А в сказке - стало тепло и хорошо на душе. В сказке - души согрелись друг о друга.

Люди часто на одно и то же событие создают разные сказки.

Жизненные миры разных людей (разных живых существ) отличаются от жизненных миров других людей тем, что у него свое пространство, свое время, своих обитателей, свою историю и свое будущее.

В зависимости от того, какие ценности и верования есть в мире мирымогутбыть:

Дружественный и враждебный мир

Мир черный, темный, серый, светлый и сияющий.

Мир просторный - мир тесный

Мир, где много ограничений и творческий мир

Мир ясных законов - мир туманных законов

Мир результатников и мир процессников

Мир Высоких Ценностей и мир бытовых интересов

Мир изменяемый и неизменяемый

ТИПЫ ЖИЗНЕННЫХ МИРОВ

Сочетания разных характеристик дают разные миры. Н.И. Козлов в книге «Философские сказки» предложил такие сочетания:

Джунгли - мир враждебный, без Ценностей, неизменяемый, свободный мир процессников. Каждый сам за себя, бои без правил. Кто сильнее - тот того и съел. Цепляйся за каждого, тяни максимум, а потом бросай. Иначе - не выжить. В джунглях не живут. В джунглях - выживают.

Арена - мир состязания соперников, враждебный мир с определенными законами (мир законов), нацеленный на получение результата, и в котором есть Ценности. Главная ценность - это Честная Победа. Главный позор - это проигравший, поверженный. Лучше смерть, чем проигрыш. Арена - единоборство гладиаторов. Мы бьемся по правилам, бьемся честно и на смерть. Или со щитом - или на щите.

Деловой мир - нейтральный мир, мир эффективных результатников, без ценностей и законов, изменяемый. Основная и главнаяценность - получение реального результата. Хоть по головам иди, хоть честным путем - это вторично. Главное - результат. И ничего личного.

Детский сад - мир легкой Халявы. Мир без Ценностей, абсолютно свободный и дружелюбный. Мир абсолютных процессников и абсолютно неизменяемый. Мир беззаботных детей: жизнь - это одна большая игра. Никто ни за что не отвечает, никаких обязанностей и никаких дел. Если что-то в мире не заладилось - можно плакать и требовать помощи, но самому ничего сделать нельзя, потому что мир большой - а ты маленький.

Светский салон - мир Ритуалов, законов. Процессный мир, без Ценностей, неизменяемый, нейтральный. Главная ценность мира - соответствие канонам и шаблонам. По шаблону положено улыбаться и кланяться. Тот, кто не кланяется - не с нами и не наш. Мы даже можем с ним воевать, если он будет настаивать на своей правоте.

Святая церковь - мир Ценностей, мир законов, неизменяемый, мир процессников, нейтральный. Главное жить по ценностям, соблюдая Святыни и почитая Учителей

Мир человеческих встреч - мир просветленных процессников, дружелюбный, с законами, с Ценностями. Очень теплый и добрый мир. Человек - человеку - друг и свой. Люди заведомо хорошие.

Возможные новые комбинации:

Мастерская - мир изменений, результатников и высоких ценностей. Личность - не данность, а заданность. Мир вокруг - отличная заготовка для сотворения нового. Его нужно дорабатывать и достраивать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: