Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 33

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Кремень, древко, заговор, доска, гофрировать.

 

2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.

Жити…, побас…нка, рем…нный, остри…, бл…клый.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Нувориш, рейтинг, рэкет, фиаско, стагнация.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Патриот своей Родины. 2. Памятный сувенир. 3. Огромная махина.   4. Народный фольклор. 5. Автобиография жизни. 6. Свободная вакансия.

 

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Освоить – усвоить, хозяйский – хозяйственный, техничный – технический, представить – предоставить, тактичный – тактический.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Перебирать из пустого в порожнее. 2. Львиная часть. 3. Вступили новые правила.

 

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Панический страх.2 Нектар и амброзия. 3. Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Больной) мозоль, (вкусный) пюре, (мой) кредо, (рыбный) филе, (прозрачный) вуаль.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бриджи, блюдо, гольфы, захолустье, браслет.

 

 3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) к 1456, 2) из 452, 3) с 823, 4 о 54.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Тосковать (вы), не пропущенный (цензура), читать (подлинник), очарован (пейзаж), борьба (саранча).

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. С самолета уже виден был город, который окутан серой дымкой. 2. Я читаю книгу, которую взял у товарища, который живет по соседству. 3. Известный путешественник, который прославился своими открытиями, которыми заинтересовались многие, прочитал ряд лекций.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

После (не)продолжительного отдыха мы сели в лодку и поплыли дальше. (Кое)где розовел туман и теневые склоны гор покрылись мягкими светло(фиолетовыми) т…нами. Около железнод…рожного м…ста куда мы прибыли (во)время горы конч…лись. Я вышел из лодки и поднялся на сопку расп…ложе(н, нн)ую (в)близи нас что(бы) в последний раз отсюда (с)сверху осмотре(ть, т)ся (во) все стороны. Красивая п…норама разв…рнулась перед моими глазами (с)зади на востоке т…пелились горы на юге были п…логие холмы поросшие листве(н, нн)ым редколесьем на севере (на)сколько хв…тало глаз ра(с, сс)т…лалось низме(н, нн)ое пространство бе…конечное однообразное покрытое травой. 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 34

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Отнял, создала, корысть, исчерпать, духовник.

 

 

2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.  

Ист…кшие сутки, жити…, бл…клый, голол…дица, остри….

  Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Куранты, магнетический, меркантилизм, прагматизм, преамбула.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Последним остатком свободной торговли являются свободные базары. 2. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 3. Мы добились столь высоких хороших результатов.

 

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Опасный – опасливый, осудить – обсудить, тактичный – тактический, хозяйский – хозяйственный, удачный – удачливый.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Довести до белого колена. 2. «С чувством, с толком, без остановки».                   3. Выведенного яйца не стоит.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Огнем и мечом. 2. Олимпийское спокойствие. 3. Через тернии к звездам.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Заграничный) турне, (уютный) фойе, (любимый) мозоль, (заказной) бандероль, (золотой) пенсне.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Серьги, чебурек, туфли, чулки, пенаты.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) о 673, 2) с 34, 3) без 8251, 4) к 387.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Пребывание (граница), обезображенный (ожог), программа (лицей), читать (подлинник), привлечь (искренность).

 

2. Замените придаточные предложения причастными или деепричастными оборотами.

1. Когда Кутузов возвратился со смотра, он прошел в свой кабинет. 2. Когда отец сделал несколько кругов, он снял ногу с педали станка. 3. После того как князь Андрей увидел несостоятельность требования отца, он начал излагать свой план.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Все смолкло. Одни кузнечики (в)запуски тр…щали сильнее. Из земли подн…лись белые пары и разос…лались по лугу и по реке. Река то(же) пр…смирела (не)много пог…дя и в ней вдруг кто(то) плес…нул еще в последний и она стала (не)подвижна. Запахло сыростью. Стан…вилось все темнее и темнее. Деревья сгру(п, пп)ировались в каких(то) чудовищ…. В лесу стало страшно то кто(то) вдруг заскрип…т точно одно из чудовищ… переход…т со своего места на другое и сухой суч…к кажет…ся хрустит под его ногой.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 35

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Начать, гренки, корысть, премированный, феномен.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Ильинична, булочная, конечно, заочный, досрочно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: