Возрастная периодизация развития человека.
Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Развитие человека связано как с наследственными факторами (определяющими телесное развитие), так и с социальными, а также с активностью самой личности. Под влиянием биологических сил стадии развития человека, которые коррелируют с его метрическим возрастом, сменяют друг друга. Можно говорить о психических особенностях, общих для младенцев, подростков, взрослых, пожилых.
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих совокупности структуры личности человека на данном этапе его развития.
+
Особенности возраста определяются многими условиями:
1) Системой требований, которые предъявляются человеку на данном этапе его жизни;
2) Отношениями с окружающими;
3) Знаниями и умениями, которыми он овладевает;
4) Метрическим возрастом и пр.
Внешние условия, определяющие особенности возраста, действуют на человека непосредственно. Одни и те же воздействия внешней среды влияют по-разному в зависимости от того, через какие ранее резвившееся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам (А.В. Петровский, 1979).
Таким образом, условия, определяющие специфику возраста, можно разделить на три группы: физиологические условия, социальные, психологические.
Переход от одной возрастной ступени к другой происходит при изменении условий, определяющих специфику возраста. В деятельности через разрешение возникших на определенном этапе развития противоречий происходит психическое развитие. Движущей силой психического развития является активность личности. На эторазвитие, несомненно, влияют природные (в частности, наследственные) и социальные факторы, но они являются только условиями психического развития человека. У человека благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельности проявляется возможность осознанно влиять на свое развитие.
Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития:
► пренатальный (внутриутробный период);
► детство;
► младенчество (от рождения до 1 года жизни);
► раннее детство (1-3 года);
► младший и средний дошкольный возраст (3-4 года);
► старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6—7 лет);
► младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10—11 лет);
► подростковый возраст (от 10-11 лет до 13-14 лет);
► ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16—17 лет);
► юность (17-21 год);
► зрелость:
— ранняя (21—25 лет);
— средняя (25-40 лет);
— поздняя (41—55 лет);
► старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет).
Возрастные особенности существуют как наиболее типичные возможности данного возраста, указывающие на общие направления психического развития в данных возрастных границах.
Каждый из возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая и анализируя поведение человека.
Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис .
Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализация которых зависит от условий жизнедеятельности личности:
1) Неравномерность психического развития. Различные психические функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития даже при самых благоприятных условиях. Одна из причин этого — отдельные процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств;
2) Интеграция психики. Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности;
3) Пластичность и возможность компенсации. При слабости одной функции можно усилить развитие других функций, так слабую память можно компенсировать смысловой организацией материала, чтобы его лучше понять.
Каждый из возрастных периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
Пренатальный период
Пренатальный период включает три стадии:
а) Предзародышевая стадия — длится 2 недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки;
б) Зародышевая (эмбриональная) — длится с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 3-го месяца развития. Происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов;
в) Стадия плода начинается с 3-месячного развития и завершается к моменту родов.
Период детства
Период детства включает стадии:
а) Стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);
б) Стадия раннего детства (с 1 года до 3 лет) — период развития функциональной независимости и речи;
в) Стадия дошкольного детства (от 3 до 6 лет) — характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных (познавательных) процессов;
г) Стадия младшего школьного детства (с 6 до 11 лет) — соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.
Психологические особенности возрастных периодов
Стадия младенчества.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный характер, эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Отрыв от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что откладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
В условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.
Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась в детстве.
Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста — ситуация неразрывного действия ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта.
Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста (к 9 мес.), характеризующее собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова (носит характер указательных жестов).
Ранний возраст. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: ребенок — предмет — взрослый. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Предметная деятельность направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.
Общение становится в этом возрасте формой организации предметной деятельности.
Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.
Кризис трех лет. Эльза Геллер в работе «О личности трехлетнего ребенка» выделила несколько важных симптомов этого кризиса:
1. Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться некоторым требованиям взрослых.
2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
3. Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома.
4. Своеволие. Стремление к самостоятельности от взрослого (в намерениях, замыслах).
5. Обесценивание взрослых.
6. Протест — бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
7. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.
Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого, который является для ребенка образцом.
Дошкольный возраст.
В этом возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра.
В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей.
В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые в их реальной жизни. Игра имеет огромное значение для развития личности ребенка. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Развивается мышление: логическое, символическое, наглядно-образное. В дошкольном возрасте есть и учение, но к нему дети должны быть личностно подготовленными.
Дошкольный возраст — время интенсивного развития у детей ориентировочных основ их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников.
Вместе с тем дошкольный период — один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичные этические нормы.
В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Возникают также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки.
В конце дошкольного возраста — потеря ребенком непосредственности (кризис семи лет). При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать.
Младший школьный возраст. Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление (память становится мыслящей, а восприятие думающим).
Другими важными новообразованиями.этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.
Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка. Школа способствует самостоятельности ребенка, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего его мира — как физического, так и социального.
Здесь ребенок становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных и физических возможностей, начинается бурное развитие самооценки. В школе приобретают более важное значение собственные действия ребенка, он уже вынужден отвечать сам за себя.
Отрочество
Отрочество включает 2 периода:
а)Подростковый, или пубертатный (с 10-11 лет до 13-14 лет), период — соответствует половому созреванию, под влиянием конституционных сдвигов у подростков формируется новое представление о себе;
б)Ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет).
Подростковый возраст. Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста является расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.
Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, ранимость, уязвимость, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты.
Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными особенностями или быть вместе с теми, кто дорог и ценим.
Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, является:
1) Поведение ребенка дома или в школе (неуправляем, недисциплинирован);черты характера, расцениваемые как неприемлемые, — агрессивен, на первом месте — удовольствие и т.п.
2) Переход от младшего школьного возраста к подростковому, известному в литературе как «кризис полового созревания», характеризуется тенденцией к самостоятельности и рядом негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми.
При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и людьми, что сопровождается значительными психологическим трудностями для самого человека и его социального окружения.
Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13—14 лет).
При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.