Коррективы жизненного замысла

Часть людей проживает еще один «внеплановый кризис» 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни; если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обостре­нием семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начина­ют жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей, супру­гов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраи­вать свой жизненный замысел, вырабатывать новую «Я-концепцию». Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство, и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует ре­зультаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.

Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции».

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что, достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивно­сти, человек прекращает свое развитие, останавливается в повыше­нии своего профессионального мастерства, творческого потенциа­ла и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессио­нальной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Так же считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследова­телей.

Внутри периода зрелости выделим «акмэ» — вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности.

Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функ­ций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Чер­воненко своим жизненным примером доказали что, если занимать­ся энергетическими упражнениями, то в возрасте 40-50 лет мож­но открыть неограниченные способности и вопреки исследованиям

Э. Кпапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40—50 лет может многократно увеличиться.Время пика профессиональной продуктивности зависит от не­обходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подго­товки — с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для предста­вителей очень многих профессий пик продуктивности, после кото­рого наступает ее спад, не характерен. Это актеры, преподаватели, врачи — специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функцио­нальной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчи­ки-испытатели, артисты балета. Они достигают «акмэ» в самом на­чале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиа­диспетчер «акмэ» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Особый интерес представляет проблема «акмэ» для людей твор­ческих профессий — ученых, писателей, поэтов, композиторов, ху­дожников. У одних всплеск в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и больше не пи­салось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И. Чай­ковский, — свой расцвет творчества пронес через всю свою жизнь.

Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, пи­сателей, поэтов, композиторов, художников и представителей дру­гих творческих профессий. Это: Леонардо да Винчи, М.В. Ломо­носов, И. Гете, В.И. Вернадский, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс, А. Эйнштейн, М.М. Пришвин и др.

Отношения с детьми.

Зрелость — время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека — вырастить своих детей. В психологии рассматривается три варианта любви:

безусловная любовь;

обусловленная любовь;

неприятие.

В безусловной любви ребенка любят независимо от того, красив он или не красив, способен или не способен. Но этой любви не­достаточно для личностного роста. Обусловленная любовь — лю­бовь не истинная. Ребенка любят только тогда, когда он отвечает требованиям и ожиданиям родителей (когда послушен, не достав­ляет хлопот, хорошо учится и т.д.).

Такая любовь порождает в ребенке неуверенность, тревожность, чувство неполноценности, снижает уровень самооценки.

Неприятие ребенка возникает не только в благополучных семь­ях. Причины бывают разными. Например, ждали сына, а родилась дочь. Мама красива, а ее дочь «гадкий утенок».

Дети чувствуют и неискренность обусловленной любви и не­приятие. И это обязательно сказывается на отношениях в семье между двумя поколениями. Отчуждение, замкнутость, уход «на ули­цу» начинается, как правило, с подросткового возраста.

Особенности отношений между родителями и детьми опреде­ляются не только на эмоциональной основе, но и стилем воспи­тания. Отношение родителей и детей зависит и от ребенка, его личностных особенностей.

Индивидуальные особенности детей необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Если родителями не учитываются его индивидуальные особен­ности, воспитание оказывается не адекватным. Особенности лично­сти ребенка накладывают отпечаток на семейные отношения.

Когда младший ребенок покидает родительский дом, родители, оставшиеся вдвоем, лишенные привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.

Отношения в семье усложняются, когда взрослый ребенок при­водит в родительский дом жену (мужа). Здесь идеальный случай, когда система старых отношений вовремя перестраивается, не воз­никает ни серьезных конфликтов, ни «игр», родители «отпускают» от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: