При этом в большинстве случаев это происходит неосознанно как со стороны больного, так и со стороны окружающих.
ЗАДАЧА НАСТОЯЩЕГО ЦЕЛИТЕЛЯ
СОСТОИТ В ТОМ,
ЧТОБЫ
ПРЕДУПРЕДИТЬ ЭТУ СИТУАЦИЮ,
ДЕМОНСТРИРУЯ
ЗДОРОВУЮ МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ,
И ПОМОЧЬ
В ОСОЗНАНИИ
СВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ
БОЛЕЗНИ МНОГОСЛОЙНЫ
И ОБУСЛОВЛЕНЫ
ГЕНОТИПОМ, ПСИХОТИПОМ И АРХЕТИПОМ
ЧЕЛОВЕКА
Генотип - это совокупность всех имеющихся в организме факторов наследственности (ядерных и внеядерных). Являясь основой формирования организма, генотипические факторы под воздействием ноосферных, средовых особенностей формируют индивидуальный фенотип. Болезни развиваются на основе определенного генотипа и зависят от конституции и темперамента - анатомических и нейрофизиологических проявлений генотипа. В основе каждой болезни лежит генетическая предрасположенность, манифестация которой в виде болезни вероятна при искаженных проявлениях темперамента и психотипа.
Так, например, лица астенической конституции, склонные к подавлению своего стремления к зависимости, наиболее предрасположены к язвенной болезни. Зависимость проявляется как в виде стремления к доминированию, так и в виде стремления к подчинению. Соответственно, выделяют гиперактивный и пассивный типы. Гиперактивный язвенный тип сознательно отвергает свое желание зависимости. Эти больные заботятся о других, стараются быть лидерами, выглядеть сильными, постоянно ищут успеха. Таким поведением они пытаются компенсировать внутреннюю неуверенность и беззащитность. Внутреннее сопротивление, возникающее при этом, вызывает постоянный стресс, ведущий к образованию язвы. При пассивном типе больные наслаждаются преимуществами зависимости и не предпринимают шагов к самостоятельности, боясь проявлять свои скрытые лидерские способности. Таким образом, в данном примере болезнь - следствие противоречия между типом темперамента, сформированной линией поведения и стремлением к определенному социальному статусу.
|
|
Психотип - это индивидуальное социотипическое поведение человека в системе его отношений с внешним и внутренним миром, поэтапно формируемое посредством определенной формы отношений с окружающим миром.
БОЛЕЗНИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
О НАРУШЕНИЯХ
В СИСТЕМЕ
ЧЕЛОВЕК-ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Практически все приобретенные болезни возникают на почве социальной нереализованности личности. Об этом свидетельствует, прежде всего, тот факт, что начало большинства заболеваний приходится на возраст предполагаемой социальной зрелости (28-56 лет), когда происходит переход от личностных приоритетов к социальным и формируется система социальных отношений.
|
|
Архетип - «общечеловеческая наследственность», сфера коллективного-бессознательного, включающая в себя аспекты духовного наследия человеческой эволюции. Отражает особенности культурно-исторического опыта развития человечества. Поэтому болезни, связанные с общечеловеческим опытом развития часто носят массовый характер (эпидемии, пандемии).
Например, сахарный диабет на сегодняшний день признан неинфекционной эпидемией, т.к. охватывает более 2% населения земного шара. Психосоматической фабулой возникновения диабета является потребительская жизненная позиция, которая в современном обществе, к сожалению, стала массовой общественной тенденцией. Болезни, свойственные определенным расам и национальностям также отражают несовершенство их опыта развития, являясь архетипическими символами их ошибок.
БОЛЕЗНЬ
ВОЗНИКАЕТ
ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ
ЦИКЛИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
НА УРОВНЕ
ЛИЧНОСТИ, СОЦИУМА И ОБЩЕСТВА
В любом жизненном цикле при задержке на фазе познания в ущерб преобразовательной фазе (не только познавать, но и преобразовывать; не только наблюдать, но и творить).
Вследствие несоответствия ритма жизни уровню творческих возрастных задач, запаздывания реализации программы жизни, соответствующей определенному возрасту, что ведет к ощущению социальной несостоятельности.
Вследствие несоответствия ритма жизни уровню современных требований общества, чем определяется актуальность жизнедеятельности.
БОЛЕЗНЬ - СЛЕДСТВИЕ ВЫБОРА
НАИМЕНЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО
ПУТИ РАЗВИТИЯ
Существуют как минимум
Три прогрессивных и один регрессивный
вариант выбора дальнейшего развития:
- Сохранение прежней формы жизни, возвращение к знакомым, пройденным этапам с целью их совершенствования (экстенсивный путь);
- Интеграция - выход на качественно новый уровень отношений с окружающим миром: использование прежних связей для формирования новых, поиск контактов (смешанный путь);
- Формирование нового пространства жизни посредством управления условиями своего развития: используя прогнозирование и моделирование условий своего развития (интенсивный путь);
- регресс - откат в прошлое, до уровня, лежащего за пределами настоящего цикла (так называемое грехопадение после искушения).
Последний путь наиболее часто приводит к болезни (душевной или физической), т.к. в этой ситуации человек полностью лишается эволюционной мотивации к развитию. Человек получает важный жизненный опыт на любом пути, но, выбирая экстенсивный путь (привычный путь, путь наименьшего сопротивления), человек теряет бесценное время, выделенное ему для накопления качественно нового опыта развития, что в конечном итоге приводит к отставанию от темпов развития современной эпохи, к неактуальности и невостребованности, а значит, к одиночеству. Чем выше осознанность своего соучастия в современных событиях и степень управления своей жизнью, тем меньшее время требуется для творческой организации жизненного пространства.
ЧЕЛОВЕК САМ ВЫБИРАЕТ,
КАК ЕМУ ЖИТЬ:
ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ И ПОДЧИНЯТЬСЯ ВОЛЕ РОКА
ЛИБО ТВОРИТЬ СВОЮ СУДЬБУ,
СОГЛАСУЯ СВОЮ ЖИЗНЬ С РИТМАМИ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
СОЗНАНИЕ И БЫТИЕ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕНЫ, СУЩЕСТВУЮТ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОВРЕМЕННО И ОПРЕДЕЛЯЮТ ДРУГ ДРУГА. ЕСЛИ КОНФЛИКТ КРОЕТСЯ В СОЗНАНИИ, ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В МАТЕРИИ. ЕСЛИ ПРИРОДА КОНФЛИКТА МАТЕРИАЛЬНА, ОНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА СОЗНАНИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ СОМАТИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, А СОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ПОРОЧНЫЙ КРУГ.