Тема 4. Структура, права и ответственность представительного органа муниципального образования

  1. Статус и назначение представительного органа МСУ
  2. Структура представительного органа. Права и ответственность

 

В тех муниципальных образованиях, где численность населения достаточно велика, принятие решений всеми жителями МО непосредственно технически нереализуемо. В силу этого и получили развитие представительные институты, позволяющие гражданам участвовать в самоуправлении не напрямую, а как бы заочно через своих представителей.

           В российском законодательстве закреплены 2 обязательных критерия, в соответствии с которыми формируются представительные органы:

  • Избрание населением при тайном голосовании на основе всеобщего равного и прямого голосования
  • Представление интересов жителей соответствующей территории.

 

В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом: Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.  (п. 3, ст. 35 ФЗ).

Представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения формируется из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей. Данный способ может быть использован, если данное решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. 

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования:

1) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства. Законом субъекта РФ в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Численный состав ПО МСУ определяется уставом МО. Он зависит от размеров МО, исторических, культурных и национальных традиций. Название ПО МСУ устанавливается субъектом РФ, поэтому встречаются Думы, Советы, Собрания….. Срок полномочий депутатов в различных МО устанавливается уставом муниципального образования, но не может быть меньше 2 лет и не более 5 лет.

Федеральный закон № 131-ФЗ установил, что численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек.

 Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального не может быть менее 10 человек.

Федеральный закон не устанавливает ограничений численности депутатов свыше указанного минимума. Уставом муниципального образования может быть установлена численность депутатов представительного органа, исходя из принципа целесообразности, но не менее, чем это установлено законом. Таким образом, закон устанавливает минимальную численность депутатов представительных органов в зависимости от численности населения муниципального образования, имея целью изменить практику, когда число депутатов представительных органов местного самоуправления оказывалось либо слишком большим, либо избыточным для оптимального представительства и организации эффективной работы коллегиального органа.

Большая часть депутатов представительного органа работает на непостоянной (неоплачиваемой) основе. В законе установлено, что не больше 10% от общей численности депутатов представительного органа может работать на оплачиваемой основе. Точное количество таких депутатов устанавливается уставом МО.

Законодательство РФ относит к исключительной компетенции ПО МСУ следующий круг вопросов:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Дополнительные полномочия депутатов устанавливаются уставом муниципального образования, исходя из необходимости реализации федерального и регионального законодательства.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица.

Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

           Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются в день первого заседания Думы нового созыва (за исключением досрочного прекращения).

           Вопросы, отнесенные к ведению Представительного органа, решаются на сессиях (порядок созыва и проведения сессии регулируется регламентом).

           Депутат имеет право нормотворческой инициативы, то есть он может вносить в ПО:

· проекты нормативных актов муниципалитета и поправок к ним;

· инициативные предложения о разработке новых нормативных актов;

· проекты решений о внесении изменений или дополнений в действующие правовые акты.

 

–2–

Структура представительного органа МСУ – это внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется депутатами МО самостоятельно.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

 К структурным элементам ПО МСУ г. Саратова относятся:

1. руководящее звено (председатель, зам председателя или секретарь Думы). Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

2. функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии)

3. территориальные структуры (депутатские группы)

4. депутатские фракции (по партийному принципу)

5. рабочий аппарат.

 

           Высшим органом Думы является Заседание Думы. Созывает и ведет заседание Председатель – глава представительного органа.

           Заседание Думы обладает высшей нормотворческой силой. Различают следующие виды заседаний: очередное – внеочередное, открытое – закрытое, выездное, торжественное и т.д.

Уставом муниципального образования определяется правомочность Заседания представительного органа. По закону оно не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 % от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

 Вновь избранный представительный орган должен собираться на первое Заседание в установленный уставом срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Комиссии создаются в соответствии с направлениями деятельности или для подготовки проектов актов на основе желаний депутатов в них работать. Количество комиссий и их наименования различаются в различных муниципальных образованиях, а также могут меняться от созыва к созыву в зависимости от приоритетов решаемых задач. Различают комиссии постоянные и временные. Каждый депутат вправе быть членом не более 2-х постоянных комиссий. Внутри комиссии постоянная работа организуется либо по рабочим группам, либо по подкомиссиям.

- Постоянная комиссия – функционально-отраслевое структурное подразделение ПО МСУ.

           К задачам постоянных комиссий относятся вопросы:

- разработка предложений для рассмотрения на заседаниях ПО

- подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения ПО

- содействие органам МСУ и депутатам в их работе по осуществлению решений ПО

- контроль в пределах полномочий за деятельностью городской администрации.

 В соответствии со статьей 35.1 Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения - фракция. Фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.

 

Аппарат Думы – это постоянный орган Думы, осуществляющий организационно-техническое, финансовое и хозяйственное обеспечение деятельности всех подразделений Думы. Создающий условия для ее эффективной работы, а также рассматривающий индивидуальные и коллективные обращения граждан (пресс-центр, организационный отдел, правовой отдел и др.). Аппарат не наделен властными полномочиями по отношению к каким бы то ни было органам.

            

Помимо участия в заседаниях ПО местного самоуправления к формам депутатской деятельности также относится депутатский запрос, депутатские слушания, депутатские расследования.

Депутатский запрос – требование депутата или группы депутатов ПО МСУ, адресуемое подконтрольным органам и должностным лицам, дать ответ по фактам и обстоятельствам негативного характера, выносимое на заседание Думы. Основаниями для депутатского запроса могут являться факты принятия незаконных решений подконтрольными ПО МСУ органами и должностными лицами, факты дезинформации депутата, сокрытие от депутата сведений и т.д.

Депутатские слушания – собрания депутатов с участием представителей СМИ и общественности по наиболее спорным и сложным вопросам местного значения, которые обычно заканчиваются принятие соответствующих резолюций.

Депутатское расследование – форма деятельности депутата ПО МСУ с целью сбора и анализа информации по факту негативного характера. Д.Р. осуществляются по вопросам, находящимся в пределах компетенции депутата.

Права ПО

Представительный орган осуществляет контроль деятельности всех органов местного самоуправления и их должностных лиц, заслушивает отчеты главы местного самоуправления и других должностных лиц администрации по исполнению бюджета, программ развития местного хозяйства (но не вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность администрации). Дума вправе привлечь к ответственности за неисполнение решений Думы или других действующих правовых актов, за действие или бездействие, причинившее ущерб муниципальному образованию, за не предоставление информации или предоставление заведомо ложной информации и др.

               

Ответственность.

Дума и ее должностные лица несут ответственность за принятие решений, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, если нанесли ущерб каким-либо юридическим или физическим лицам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: