Исполнительный орган муниципального образования (местная администрация) относится к обязательным органам власти. Однако, Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.
В современной муниципальной практике Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Компетенция местной администрации устанавливается уставом муниципального образования и состоит из полномочий по решению вопросов местного значения и по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются:
1. глава администрации
2. его заместители по сферам муниципальной деятельности
3. структурные подразделения различных типов
4. коллегиальные совещательные органы
5. аппарат администрации
Местной администрацией на принципах единоначалия руководит глава местной администрации. Главой местной администрации в соответствии с уставом муниципального образования является либо глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации
Условия контракта для главы местной администрации утверждаются представительным органом муниципального образования в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Российской Федерации (либо субъекта РФ) – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий.
Например, закон Саратовской области «Об условиях контракта для главы местной администрации….» от 29.09.2005 № 89-ЗСО устанавливает следующие права и обязанности главы:
Права:
- издавать правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;
- использовать материальные ресурсы и расходовать финансовые средства, переданные для осуществления отдельных государственных полномочий, по целевому назначению;
- обжаловать в судебном порядке предписания уполномоченных государственных органов об устранении нарушений требований законов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.
Обязанности:
- организовывать работу местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий;
- обеспечивать сохранность материальных ресурсов и расходование финансовых средств, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий, по целевому назначению;
- предоставлять уполномоченным государственным органам документы и информацию, касающиеся осуществления отдельных государственных полномочий;
- обеспечивать предоставление отчетности по осуществлению отдельных государственных полномочий;
- исполнять предписания уполномоченных государственных органов об устранении нарушений требований законов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
- обеспечивать возвращение материальных ресурсов и неиспользованных финансовых средств.
В отличие от избираемого населением главы муниципального образования, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом муниципального образования и законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации, кроме тех, которые допускаются избирательным законодательством. Это положение позволяет, прежде всего, ввести требования к образованию и профессиональным качествам кандидата.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования, но и сам Закон содержит некоторые требования к установлению порядка: он должен предусматривать опубликование условий конкурса, даты, времени и места его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Имеется различие в формировании конкурсной комиссии в поселении и муниципальном районе (городском округе). Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть – представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти).
При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе, где администрация района выполняет также функции администрации поселения, 25% членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, 25% - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, 50% - губернатором субъекта Российской Федерации.
Назначение на должность главы местной администрации осуществляется представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Предусмотрена возможность расторжения контракта с главой местной администрации. Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
• представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования (в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения);
• высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации);
• главы местной администрации (в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
С точки зрения распределения задач и целей деятельности структурные подразделения администрации подразделяются на 4 группы.
К ведению отраслевых структурных подразделений относятся вопросы, связанные с управлением конкретными отраслями муниципальной деятельности. Эти подразделения выполняют функции заказчика на выполнение работ и оказание муниципальных услуг. Их основная роль проявляется на этапе реализации целей и задач жизнеобеспечения и развития территории.
Предмет деятельности функциональных структурных подразделений охватывают определенную функцию для всей администрации и ее структурных подразделений.
Создание территориальных структурных подразделений связано с необходимостью приближения органов МСУ к населению и позволяет сочетать централизацию важнейших функций на высшем уровне муниципального управления с повышением оперативности при решении текущих вопросов. При этом важно не допускать раздробления функций органов муниципального управления и потери преимуществ, связанных со специализацией. Для стимулирования инициативы территориальных структурных подразделений им может предоставляться автономия в рамках сметы расходов.
o Вспомогательные подразделения не обладают собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и выполняют функции сервисного обслуживания руководства администрации и ее структурных подразделений.