Тема 3. Система управления муниципальным образованием

1. Классификация органов МСУ

2. Принципы и подходы к построению системы органов МСУ

3. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.

4. Взаимоотношения органов МСУ с территориальными структурами органов государственной власти

- 1 -

Все органы местного самоуправления можно проклассифицировать по нескольким признакам:

  • По способу образования;
  • По назначению (степени специализации)
  • По предметам ведения
  • По способу принятия решений
  • По типу исполняемых функций.

По способу образования органы МСУ могут быть разделены на выборные и другие. Выборные образуются на основе выборов и в отношении них не требуются дополнительных разъяснений. Другие органы создаются по мере необходимости и в свою очередь могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация). Точно такая же классификация может быть, когда используется другой способ создания органов МСУ – способ делегирования полномочий. Общепризнанно в демократический государствах, что источником и носителем власти является народ. Исходя из этого, всякие органы власти, в том числе органы МСУ как одна из форм осуществления власти, получают свои полномочия от народа, т.е. выборы являются не только способом образования органов, но и способом наделения этих органов полномочиями. Органы, формируемые иными способами, получают свои полномочия опосредованно либо от выборных органов, либо в соответствии с правовым актом, принимаемым выборным органом или населением непосредственно. Указанный правовой акт может быть общегосударственным или местным.

По назначению органы МСУ можно классифицировать как органы общего и специального назначения (органы с широкой и узкой специализацией). При этом под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все сферы МСУ, а под органами специального назначения – отраслевые органы, т.е. занимающиеся узким направлением деятельности МСУ. Так, например, очевидно, что от функционирования финансовых и бюджетных органов в прямой зависимости находится деятельность практически всех остальных органов МСУ. В качестве же специализированных можно рассматривать органы управления образованием, здравоохранением, муниципальной собственностью и т.д.

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы МСУ решают не только вопросы местного значения, отнесенных к ведению муниципальных образований, но и исполняют отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти. Расширение самостоятельности МСУ в управлении местными делами и одновременное обременение органов МСУ государственными полномочиями, которые более целесообразно исполнять на местах, стало общемировой тенденцией, направленной на создание разумного баланса между централизацией и децентрализацией.

Классификация по способу принятия решений вводится потому, что в зависимости от характера решений они могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично.

Рассматривая роль органов МСУ как организационной структуры, выступающей от лица субъекта МСУ, то эти органы должны осуществлять два типа функций:

- представлять интересы местного сообщества

- реализовывать эти интересы.

–2–

Словосочетание «структура органов МСУ» используется во многих законодательных актах, но его четкого законодательного нигде не дано. Под ней можно понимать:

1. совокупность органов МСУ в МО

2. внутреннюю структуру каждого из этих органов

3. 1 и 2 одновременно.

Однако, исходя из того смысла, в котором используется это словосочетание законодательством, под структурой органов МСУ необходимо понимать их совокупность и отношения между ними. Поэтому необходимо определиться с перечнем органов МСУ, изучить их полномочия и порядок взаимодействия между ними.

Закон среди органов МСУ выделяет 2 группы: обязательные и необязательные.

 

 


 Конституцией РФ закреплено право населения на самостоятельное определение структуры органов МСУ. Закон 131-ФЗ говорит, что самостоятельно население может определять структуру органов МСУ при образовании новых МО либо при преобразовании уже существующих МО на основе местного референдума или схода граждан (численность населения менее 100 чел). В этом случае население определяет структуру (перечень) и наименование органов МСУ, порядок и полномочия главы МО.

Во всех остальных случаях структуру органов МСУ определяется представительным органом МСУ. Вопросы изменения структуры органов МСУ также решаются Представительным органом МО через внесение изменения в Устав МО. Принятое решение вступает в силу не ранее чем после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего указанное решение. Таким образом, обеспечивается устойчивость системы власти.

Существуют основные принципы формирования организационных структур управления, которыми надо руководствоваться при их создании:

1.  Принцип единства распорядительства и персональной ответственности. Он исключает двойное подчинение и возможность получения противоположных указаний. У каждого звена (исполнителя) должен быть только один руководитель, которому оно подчинено и от которого получает распоряжения.

2. Принцип установления точных границ между линейный и функциональным руководством. Линейное руководство должно осуществлять управление производственно-хозяйственной деятельностью. Функциональные органы управления контролируют, готовят информацию местному руководству для принятия управленческого решения, несут ответственность за качество информации.

3. Принцип распространенности контроля. Следует правильно определить количество лиц, которым может эффективно руководить один человек, т.е. норму управляемости. Под нормой управляемости понимают такое число лиц или объектов, непосредственно подчиненных одному руководителю.

4. Принцип четкого функционального разграничения. Каждое звено системы должно иметь четко очерченные функции, не затрагивающие функции других подразделений ни на одном уровне управления.

5. Принцип регламентации – соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица. Только такое соответствие создает реальные условия для выработки, принятия и реализации оптимальных управленческих решений.

6. Принцип гибкости и экономичности. Организационная структура управления должна реагировать на изменение внутренней и внешней среды с наименьшими затратами, т.е. обладать свойством рациональной самоадаптации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: