Тип проекта как инструмент воздействия

Технология проектной деятельности (метод проектов)

Проектирование (от лат. "projectus"- брошенный вперед) это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Проект -это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определенных целей.

Метод проектов в педагогике- способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

* Метод проектов- это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и интеллектуального продукта.

Соотношение проектирования и исследования:

Проектирование: разработка и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы; подготовка конкретного варианта изменения элементов среды Исследование: процесс поиска неизвестного; получения нового знания; создание нового интеллектуального продукта; не предлагает создание заранее планируемого объекта
Наиболее популярные формы проектов среди учащихся: учебный проект, социальный проект, экологический проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный буклет, рекламный ролик, сценарии мероприятия, учебная предметная презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д.   Наиболее популярные формы исследований среди учащихся: научно- исследовательская работа, учебное исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход, реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная предметная презентация, научная статья, научный отчет, рецензия и т.д.

 

Основное целевое назначение проектной технологии заключается в том, чтобы

1. познакомить учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами и со способами решения этих проблем;

2. включить учащихся в активную, вполне реальную деятельность в проживание реальных событий и чувств, позволяющих ученику осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности;

3. стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем;

4. создать условия для развития интеллектуальных способностей:

· критически мыслить;

· прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления;

· мыслить на уровне широких обобщений;

· ориентироваться в окружающей действительности;

5. формировать ключевые умения и компетенции:

· проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия:

· познавательные: навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач:

· исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение:

· коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого:

· социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за их на себя ответственность, регулировать конфликты;

· информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникативных, обработка информации и хранение.

Тип проекта как инструмент воздействия

Тип проекта Характеристика Возможные продукты
Практико- ориентированный Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна- от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

1. WEB- сайт

2. стадион не требующий полива травой

3. Анализ данных социологического опроса

4. атлас, карта

5. Видеофильм

6. Выставка

7. Газета, журнал

8. действующая фирма

9. Законопроект

10. игра

11. Коллекция

12. Костюм

13. Модель

14. Музыкальное произведение

15. Мультимедийный продукт

16. оформление кабинета

17. Постановка

18. Праздник

19. Прогноз

20. Система школьного самоуправления

21. Справочник

22. Сравнительно- сопоставительный анализ

23. Учебное пособие

24. Экскурсия

25. рекламный буклет

26. Туристический буклет (например: "Духовные "жемчужины" края")

27. Сценарии телепередачи (например: "Животные из красной криги нашего края")

28. Дневник путешествий

29. Словарь (по определенной теме)

30. Главы из учебника

31. Сборник научно-фантастических сочинений

32. Коллекция интересных геометрических фигур

Исследовательский Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный Направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщение и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее корекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, и т.ч. в сети Internet.
Творческий Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Игровой или ролевой Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится действие? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Этапы разработки учебного проекта:

1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).

2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, продумывание всех элементов деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции, самостоятельная работа, групповая работа, семинар, "мозговой штурм", практикум...)

3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретация результатов, графическое представление результатов, оформление документации).

4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).

5. Контрольно- корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состояние дел).

6. Заключительный (представление содержание работы, обоснование выводов, защита проекта).

Некоторые ученые говорят: "проект- это пять"П"":

Проблема,

Проектирование(планирование),

Поиск информации,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: