Основные закономерности процесса консультирования

(общая теория, парадигма психоконсультирования)

                 Триединый вопрос общей теории консультирования       

Центральный вопрос любой теории которая пытается быть теорией в помощь психотерапевту, консультанту – это вопрос о том какие действия надо совершать, при каких условиях и с какими клиентами.

Действия консультанта

Первое. Прежде всего методологической основой считаются причинностные действия психотерапевта. Есть конечно и масса других причин, факторов. Но от всего от этого теория консультирования отвлекается, рассматривая в качестве причинностных факторов только те, которыми можно управлять. И такими факторами являются прежде всего действия консультанта.

 

Условия консультирования

Второе. Это условия. Одни и те же действия в одних случаях будут эффективны, а в других неэффективны. Опытный консультант, вооружённый теорией и знаниями, знает при каких условиях те или иные его действия могут рассчитывать на успех.

Специфика клиента

Одни и те же воздействия, при одних и тех же условиях будут являться эффективными или не эффективными в зависимости от того, кто находится перед вами. Параметры, по которым могут различаться клиенты крайне разнообразны. Психиатрия знает свои меры различия. Это размещение человека в некоторой нозологической клеточки, приклеиванием ему ярлычка.

Консультирование больше работает с характером проблем.

Например, отличает человека, который потерял близких от человека, который сформировался с низкой самооценкой. И что ясно что в этих двух случаях люди перед вами будут разные, и соответственно действия потребуются разные в одних и тех же условиях.

На эти три вопроса разные теории естественно отвечают по-разному. И тем не менее есть нечто общее. И это общее и есть общая теория консультирования.

Она существует, во-первых, потому что существует

общие закономерности процесса общения.

 

Во-вторых, общая теория консультирования

получила свое название и специфику благодаря тому, что

Реальная практика заставляет психолога

соотносить разные теории в ходе его практики.

 

Каждая конкретная частная теория выхватывала из жизни, из нашего существования какой-то очень важный аспект. И на этом аспекте подчёркивая его, доводя до совершенства, строила всё остальное знание. Но в реальной жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда это выделение аспекта приходит со стороны клиента, со стороны его жизненной ситуации. В такие случаи подготовленный консультант должен уметь совмещать разные подходы. Но совмещение подходов само требует определённого подхода. И вот этот подход, надподход, метаподход и есть общая теория консультирования.

В-третьих – это принципиальная индивидуация.

 

Много уважаемых и серьезных авторов психотерапевтических теорий настаивают на том что, оптимально, когда каждый консультант, терапевт постоянно строит, достраивает, совершенствует свою собственную общую теорию. Почему? Всё дело в том, что теория консультирования содержит очень важную переменную значение которой может постичь только сам практик. Это переменная и есть личность психотерапевта. Его чувства, способности.

 

Оказывается, что строить свою собственную теорию нужно обязательно с учетом того что именно ты можешь.

 

Где твои границы. Что лучше у тебя получается. Что ты можешь объединять, а что не можешь. Какие клиенты тебе более доступны. И т.д....Личный опыт, который связан конечно с ограничениями, связан с этим творческим моментом. С созданием чего-то что отличается от подхода других, с созданием принципиально нового.

 

БАЗИСНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Построение структуры взаимоотношений между консультантом и клиентом

Каждый вопрос который каким-то образом выскакивает из нашего сознания на самом деле направляет процесс консультирования. Это и есть иллюстрация того тезиса что в процессе интеракции вы постоянно влияете на процесс консультирования и тем самым на клиента. И речи которые может быть на первый взгляд нам самим кажутся вполне случайными и естественными далее уже окажутся не вполне случайными в ходе этого взаимодействия. Вопросы могут быть разными, но именно они определяют направление воздействия консультанта. Например, как фиксация на чувствах клиента,как движение в сторону ранним детских впечатлений и таким образом поиск источников проблемы,как суггестия и поддержка. И т.д.

 

Продолжаяопределённым образом терапевтическую беседу,

Мы не только влияем на дальнейший процесс, программируем его,

но и занимаем определённую позицию в отношении клиента,

Структурируем взаимоотношения.

 

Позиция следователь-подследственный.

Терапевтическая беседа превращается в следственный допрос. С помощью вопросов проверяются ключевые моменты версии диагнозов.

 

Позиция светского собеседника.

Терапевтическая беседа превращается в салонный разговор.

Позиция обратная (клиент-консультант).

Терапевтическая беседа превращается в консультацию психотерапевта, а не клиента.

 

                                                                                         

 

 

ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ

И

СТОРОНЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

 

Установление рапорта
I
В процессе общения в ходе консультирования можно выделить две его основные стороны: Когнитивная (когнитивная-волевая) – процесс принятие решения и эмоциональная –эмоциональная сторона происходящего.

Психологическое консультирование
ФАЗЫ
СТОРОНЫ
КОГНИТИВНАЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
Определение проблемы
Рабочая
Решение о действии
Перенос и сопротивление
Приобретение суверенитета
II
III

 

 


                                                                                         

 

 

 




КОГНИТИВНАЯ СТОРОНА

Определение проблемы

Можно ли начать какую-то работу, не понимая о чём собственно идёт речь. С чем к вам обращаются. Что за проблема стоит. Над чем работать. Ясно что, исходя с когнитивной точки зрения должно быть выявление этой проблемы.

 

Рабочая фаза

 

Это значит какое-то такое рассмотрение проблемы, такой её анализ, такое её видение которое позволило бы принять решение о действии в жизни.

 

Решение о действии

Предварение этого решения в жизнь. Принятие решения в форме как действовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: