Эмоциональная сторона

Установление рапорта

Обычно на этой фазе происходит то что называется структурированием процесса. Определением тех ограничений самого процесса вашего взаимодействия. Что можно, а что нельзя. Как долго вы можете встречаться. Сколько времени, в каких условиях. И т.д. Вы вводите в рамки этот первоначальный рапорт.

Перенос и сопротивление.

По З. Фрейду эта фаза характеризуется выработкой трансферентного невроза. Официально создаваемый невроз здесь в контролируемых условиях. Эмоциональные феномены которые определяют ваши эмоциональные взаимоотношения. Обозначаемые термином «Трансференция» или перенос и сопротивление. Перенос проявляется в некотором отношении клиента к консультанту. В котором клиент выражает чувства, мысли, надежды, ожидания, не вытекающие непосредственно из их взаимоотношений, а привнесённые из каких-то других взаимоотношений. По З. Фрейду взаимоотношений прежде всего связанных с родительской семьёй. Сексуальные взаимоотношения в том числе. А сопротивление — это специфическая реакция на движение в трудном направлении. На приближении к проблеме, к её сути, остроте.

Приобретение суверенитета.

Выход из трансфертных отношений и приобретение нового суверенитета, суверенитета личности. Трансференция это потеря суверенитета, зависимость от другого человека.

Перенос (или Трансфер от англ. transference) — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Например, на психотерапевта в ходе психотерапии. Был замечен и описан З игмундом Фрейдом, показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа. Контрпереносом в свою очередь называется перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходепсихоаналитического процесса.

Сопротивлениепсихический механизм, препятствующий психоаналитическому проникновению в бессознательное и мешающий возвращению вытесненного. Как говорит Фрейд, «сила, которая поддерживает болезненное состояние», и не позволяющая ему придерживаться основного правила психоанализа: говорить всё, что приходит в голову.

Развитие отношений консультанта и клиента в ходе консультативного процесса

Ко
Ко
Кл
Ко
Кл
Ко
Кл
Кл

 


1. Личности консультанта и клиента до начала консультирования

2. Личности консультанта и клиента после установления рапорта

3. Личности консультанта и клиента в трансферентных отношениях

4. Личности консультанта и клиента выход из трансферентных отношений. Они вновь оказываются двумя независимыми личностями. Естественно уже не столь такими далёкими друг от друга как в самом начале процесса консультирования. Граничат друг с другом но не сливаются.

 

 


ПЕРВАЯ ФАЗА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

– ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

1 фаза консультирования – определение проблемы состоит из трёх частей:

1. Клиент сам определяет проблему с которой он обратился.

2. Клиент в месте с консультантом выдвигает альтернативные формулировки проблемы. Переход от поверхностных формулировок проблемы к более глубоким вариантам (3-20 реплик у опытных консультантов).

3. Клиент принимает проблему, запрос. Клиент и консультант приходят к совместному, к общему, к единому мнению относительного того что именно вот эта проблема послужит предметом их встречи, беседы.

 

Если клиент и консультант отвечают «ДА» прояснённому запросу, то процесс консультирование переходит в следующую 2 фазу – называемую «Рабочей фазой». Если же нет, то возникает возврат, либо к первоначальной формулировки проблемы, либо к выдвижению её альтернативы.

 

Основная задача первой фазы

этоприйти к согласию с клиентом относительно темы или проблемы,которая послужит основанием для психологической консультации.

 

Редко, когда клиент психологически образован настолько что способен сразу вот так с ходу сформулировать свою проблему и ещё и в психологической терминологии. Например, он говорит, «У меня общее жизненное разочарование», «У меня нарушены эмоциональные взаимоотношения», «У меня низкая самооценка» и т.д.

 

Обычный клиент формулирует проблему как правило относительно третьих лиц или обстоятельств (80%). Он жалуется на людей на работу на начальников, на соседей и т.д. Обычно клиент как бы избегает открыто и явно вовлекать своё «Я».

 

Тем не менее существуют 20% клиентов которые могут начать непосредственно с «Я», формулируют проблему относительно себя самого. Но в любом случае первоначальные формулировки клиентов достаточно поверхностны в первом контакте.

 

Неэффективные черты проведения 1 фазы

Поза

Мимика

Пантомимика.

Невнимательность

Нерелевантные вопросы

Даёт прямые советы

Поучает

Перебивает

Делится выводами.

Демонстрирует безразличие клиенту.

Неопытный консультант проводит очень много времени на первой фазе. Клиенту кажется, что все что он говорит консультанту является очень важным. Опытный же консультант не перебивает клиента. И тем не менее в нескольких репликах фиксирует то что является главным предметом в работе на данный момент.

 

Релевантность (лат. relevo — поднимать, облегчать) в информационном поиске — семантическое соответствие поискового запроса и поискового образа документа. В более общем смысле, одно из наиболее близких понятию качества «релевантности»«адекватность», то есть не только оценка степени соответствия, но и степени практической применимости результата, а также степени социальной применимости варианта решения задачи.

 

Эффективные черты проведения 1 фазы

1. Стараться выделить важнейшее то что говорит клиент. Не своё навязать, не придумать что-то, а выделить то что говорит клиент.

2. Двигаться за клиентом не отбрасываю его логику.

3. Принимать решения вместе с клиентом.

4. Не спешить давать советы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: