Глава 23. Федеральное Собрание 365

настоящей статьи. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей. При равенстве числа голосов избирателей преимущество отдается федеральному списку кандидатов, зарегистрированному раньше.

Если федеральный список разбит на региональные группы, то затем производится распределение мандатов внутри федерального списка – между этими группами и кандидатами, не вошедшими ни в одну из групп (если таковые имеются). На первом этапе этого распределения определяется число кандидатов, не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным избирательным округам. Указанным кандидатам мандаты переходят в первую очередь.

Оставшиеся нераспределенными внутри федерального списка кандидатов мандаты распределяются внутри списка между региональными группами. Расчет производится по той же методике. Если при этом в одной или более региональных группах не оказалось должного числа кандидатов, оставшиеся нераспределенными мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.

При распределении мандатов внутри федерального списка избирательное частное может не совпадать с первым избирательным частным, устанавливаемым в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Объем настоящего учебника не дозволяет рассмотреть все детали содержащихся в данном законе положений и правовых норм. Дополнительно отметим, что это новый и достаточно сложный избирательный закон, что видно хотя бы из содержания его статей об определении результатов выборов. К ранее изложенным положениям и нормам добавим имеющие важное либо существенное значение правового предписания: о функциях и полномочиях Центральной и других избирательных комиссией; о статусе кандидатов в депутаты; о замещении вакантных мандатов депутатов; об ответственности за нарушения избирательных прав граждан; о регистрации избранных депутатов и опубликовании итогов голосования и результатов выборов депутатов Государственной Думы, и другие погашения и нормы.

Финансирование организации выборов депутатов Государственной Думы производится из средств федерального бюджета. Однако существенным нововведением является то, что кандидаты в депутаты и избирательные объединения, избирательные блоки формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. И еще один новый и существенный момент,


Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

принципиально важный в связи с выборами депутатов Государственной Думы. Это Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, одобренная Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. Она имеет широкий многоплановый и многоаспектный характер. В ней содержится ряд важных положений' правовое просвещение избирателей проводится по интенсивной программе как в период подготовки и проведения выборов Федерального Собрания и Президента РФ, так и сразу после назначения новых выборов либо референдума; программа имеет непрерывный цикл, системность форм и методов правового просвещения граждан, исходит из Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, который во главе с Конституцией и вместе с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы, другими правовыми актами составляет нормативно-юридическую базу избирательного права России.

В ст. 97-98 Конституции РФ определяются основные черты статуса депутата Государственной Думы и депутатского иммунитета. Установлен ряд требований, предъявляемых к лицам, которые могут быть избраны депутатами Государственной Думы (т.е. реализовать пассивное избирательное право). Такое физическое лицо должно быть гражданином РФ, иметь право избирать в органы государственной власти (активное избирательное право). Часть 1 ст. 97 устанавливает и возрастной ценз, равный 21 году, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для успешного выполнения сложных депутатских обязанностей.

Для анализа статуса депутата Государственной Думы необходимо выяснить характер депутатского мандата. В Конституции признан принцип парламентаризма и отсутствуют такие составляющие признаки императивного мандата, как наказы избирателей депутатам и отзыв депутата избирателями, столь демагогически рекламировавшиеся в положениях и нормах прежних конституций, в других правовых актах советского государства. Исследователи проблем статуса депутатов Государственной Думы справедливо полагают, что мандат депутата данной палаты – это свободный мандат, поскольку избиратели не вправе определять позиции депутата, не дают ему обязательного наказа, он не связан правовыми обязательствами перед своими избирателями. Сказанное не означает, что депутат не обязан руководствоваться интересами народа. Ведь в ходе предвыборной кампании кандидат в депутаты разрабатывает и сообщает избирателям свою программу и план действий по ее реализации. В правовом же плане, став депутатом, он рассматривается в качестве представи-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: