Тема 7. Социокультурные контексты феномена социализации

Индивидуальное и социальное: проблема приоритетов. «Символическое окружение» человека как фактор формирования личности и человеческого «Я». Жест как источник социального акта и коммуникации.  Агент социализации: от «принятия роли другого» к   «генерализированномудругому». Формирование рефлексирующего сознания, Я» (Дж. Мид). Личность как объект для самого себя: от «I» к «me».

Актуализация проблемы социального статуса и социальных ролей (Т. Парсонс). Критерии определения статуса. Социальный статус и процесс социализации. Роль и социальные позиции человека. Процесс социализации и динамика ролевых функций.

Этнографический и культурологический контекст социализации: обычаи, ценности, инициации, язык, жесты, символы и т.д. Этническая идентичность. Образование: неформальное и формальное. Социальный контекст индивидуального поведения человека (М. Мид).

 

Тема 8. Феномен социализации в художественной стратегии исследования

Художественная стратегия социализации иосновные факторы социализации: семья, традиции, система образования. Проблема «дурной» общественности и освободительных идей (Н.М. Гарин-Михайловский).  Семейные ценности и мир ребенка (С.Т. Аксаков).Социум как среда формирования личности. Отчужденный характер индивидуальности. Бабушка как символ России (М. Горький).

Сельская и городская жизнь белорусов как факторы социализации (Я. Колас, Л. Гениюш, А. Глобус и др.).

Роль старших поколений в формировании личности. «Читать» и «Писать» (Ж.-П. Сартр) как способы самоидентификации. Проблема неполной семьи и механизмы социализации в творчестве современных писателей (Р. Гари, Фр. Бегбедер, М. Уэльбек, и др.).



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Наименование раздела, темы

Кол-во ауд-х часов

Лекции Семинары (практич.) УСР Формы контроля
1. Тема 1. Социализация как объект философского и социогуманитарного познания 2      
2. Тема 2.Основные механизмы и институты социализации 2 2    
3. Тема 3. «Детство» как объект философских и социогуманитарных исследований 2 2   Письм.работа
4. Тема 4. Специфика детской и молодежной субкультуры: проблема самоидентификации личности 2 2    
5. Тема 5. Проблема социализация личности в психоаналитических концепциях 2 4   тестирование
6. Тема 6. Экзистенциальная стратегиясоциализации 2 4    
7. Тема 7.  Социокультурные контексты феномена социализации 2 4    
8. Тема 8. Феномен социализации в художественной стратегии исследования 2     написание эссе
  ИТОГО: 16 18    

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1. Социализация как объект философского и социогуманитарного познания (2 ч.)

 1. Социализация личности: сущность и специфика проблемного поля.

 2. Философский контекст проблемы социализации личности.

3. Институты и механизмы социализации личности: генезис и история формирования

Литература

1. Андреева, Г.М. Социализация личности /Г.М. Андреева. Социальная психология. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1980. – С. 334-352.

2. Говард, М. Сучаснаякультурная антропологiя / М. Говард // Пер. з англ. I/ Карпiкава, М. Раманоускага, А. Шыманская; Падрэд. П. Цершкевiiча. – Мн.: Тэхналогiя,1995.- С. 242-272.

3. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978..

4. Философия: учеб.пособие /Я.С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск: Выш. шк.,2012. – С. 131-154.

6. Эткинд, А.М. От психоанализа к педологии/ А.М. Эткинд// Человек. – 1990. – № 1.– С.20-30.

Занятие 2. Детство как объект философских и социогуманитарных исследований(2 ч.)

1. Феномен детства: история и современность.

2. Междисциплинарный статус наук о ребенке: педология, психология, социология и этнопсихология детства.

3. Анализ текста Ф. Арьеса. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке.

Литература

1. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке/ Ф. Арьес.- Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1999.

2. Зюнкер, Х., Бюлер-Нидербергер, Д. От исследований социализации к социологии детства / Х. Зюнгер, Д. Бюлер-Нидербергер //Пер. с англ. И. Шолохова и В. Безрогова//Развитие личности. -  2003.-  № 4.

3.Кон, И. С. Ребенок и общество: Историко — этнографическая перспектива /И. Кон.- М.: Наука, 1988.

4. Мид, М. Культура и мир детства/М. Мид//Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева.- М.: Издательство «Наука», 1988.

3. Щеглова С. Н. Социология детства / С.Н. Щеглова.- М.: Институт Молодежи, 1996.

5. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства/ Д.И. Фельдштейн. - М., 1997

6.Эриксон, Э. Детство и общество /Э. Эриксон. – СПб.: Ленато, Аст, Фонд «Университетская книга», 1996.

Занятие 3. Специфика детской и молодежной субкультуры(2 ч.)

1. Формирование культурной модели детства и специфика современной детской субкультуры.

2. Семья как социальный институт: онтология социализации ребенка.

3. Природа и особенности молодежной субкультуры: стили и направления.

Литература

1. Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.

2.Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто; Пер. Е. В. Баевская, Пер. О. В. Давтян. - СПб.:Петербург XXI век; М.: Аграф, 1997.

3. Мид, М. Культура и мир детства/М. Мид//Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева.- М.: Издательство «Наука», 1988.

4.Левикова, С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие/ С.И. Левикова. — М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.

5. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/ М.В. Осорина. - 5 –е изд. – СПб.: Питер, 2010.

6. Осорина, М.В. Самоактуализация личности в практиках детской субкультурнойтрадиции / М.В. Осорина// Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб., 2007. – Вып. 11.– С. 87-97.

 

Занятие 4. Проблема социализации личности в психоаналитических концепциях(4 ч.)

1. Диссоциация личности и ее осмысление в психоанализе З. Фрейда.

2. Структура личности и проблема идентификации в психоанализе.

 3. Основные стадии социализации ребенка.

 Анализ работ З. Фрейда. Психология масс и анализ Человеческого Я. гл 7.

Идентификация; Я и Оно.

Литература

1. Лейбин, В.М. Из истории возникновения психоанализа (Письма З. Фрейда В. Флиссу /В.И. Лейбин / Вопросы философии. ­– 1989. - № 4. – С. 104-116.

 2. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия oт истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери; [Пер. с итал. С. Мальцевой]. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994-7, - Т.4., 1997.- С. 616-621.

3.Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд//Психология бессознательного: Сб. произведений/Сост., науч. ред., авт. вступ.ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 425-439.

4. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я/ З. Фрейд//Психоаналитические этюды/Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т. Кондращенко. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 422-480.

 

Занятие 5.

1. Неофрейдистские интерпретации социализации личности

2.  Структура психики и архетипы коллективного бессознательного в концепции К. Юнга. Стадии развития жизненных циклов.

3. Структурно-символический психоанализ Ж. Лакана: основные компоненты человеческой психики. Феномен стадии зеркала и процесс идентификации личности.

Литература

1. Лакан, Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я/Ж. Лакан // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000. – С. 398–405.

 2.Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия oт истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери; [Пер. с итал. С. Мальцевой]. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994-7, - Т.4., 1997.- С. 621-626.

3. Современная западная философия. Учебное пособие / под общей ред. Т.Г. Румянцевой. - Мн.: Книжный дом, 2009.- С. 255-289.

4. Юнг, К. AION. Исследование феноменологии самости/К. Юнг//Избранное/Пер. снем.Е.Б. Глушак. Г.А. Бутузов, М.А. Собуцкий, О.О. Чистяков; Отв. ред. С.Л. Удовик. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 159-246.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: