Индивидуальное и социальное: проблема приоритетов. «Символическое окружение» человека как фактор формирования личности и человеческого «Я». Жест как источник социального акта и коммуникации. Агент социализации: от «принятия роли другого» к «генерализированномудругому». Формирование рефлексирующего сознания, Я» (Дж. Мид). Личность как объект для самого себя: от «I» к «me».
Актуализация проблемы социального статуса и социальных ролей (Т. Парсонс). Критерии определения статуса. Социальный статус и процесс социализации. Роль и социальные позиции человека. Процесс социализации и динамика ролевых функций.
Этнографический и культурологический контекст социализации: обычаи, ценности, инициации, язык, жесты, символы и т.д. Этническая идентичность. Образование: неформальное и формальное. Социальный контекст индивидуального поведения человека (М. Мид).
Тема 8. Феномен социализации в художественной стратегии исследования
Художественная стратегия социализации иосновные факторы социализации: семья, традиции, система образования. Проблема «дурной» общественности и освободительных идей (Н.М. Гарин-Михайловский). Семейные ценности и мир ребенка (С.Т. Аксаков).Социум как среда формирования личности. Отчужденный характер индивидуальности. Бабушка как символ России (М. Горький).
|
|
Сельская и городская жизнь белорусов как факторы социализации (Я. Колас, Л. Гениюш, А. Глобус и др.).
Роль старших поколений в формировании личности. «Читать» и «Писать» (Ж.-П. Сартр) как способы самоидентификации. Проблема неполной семьи и механизмы социализации в творчестве современных писателей (Р. Гари, Фр. Бегбедер, М. Уэльбек, и др.).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во ауд-х часов | |||
Лекции | Семинары (практич.) | УСР | Формы контроля | ||
1. | Тема 1. Социализация как объект философского и социогуманитарного познания | 2 | |||
2. | Тема 2.Основные механизмы и институты социализации | 2 | 2 | ||
3. | Тема 3. «Детство» как объект философских и социогуманитарных исследований | 2 | 2 | Письм.работа | |
4. | Тема 4. Специфика детской и молодежной субкультуры: проблема самоидентификации личности | 2 | 2 | ||
5. | Тема 5. Проблема социализация личности в психоаналитических концепциях | 2 | 4 | тестирование | |
6. | Тема 6. Экзистенциальная стратегиясоциализации | 2 | 4 | ||
7. | Тема 7. Социокультурные контексты феномена социализации | 2 | 4 | ||
8. | Тема 8. Феномен социализации в художественной стратегии исследования | 2 | написание эссе | ||
ИТОГО: | 16 | 18 |
|
|
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Социализация как объект философского и социогуманитарного познания (2 ч.)
1. Социализация личности: сущность и специфика проблемного поля.
2. Философский контекст проблемы социализации личности.
3. Институты и механизмы социализации личности: генезис и история формирования
Литература
1. Андреева, Г.М. Социализация личности /Г.М. Андреева. Социальная психология. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1980. – С. 334-352.
2. Говард, М. Сучаснаякультурная антропологiя / М. Говард // Пер. з англ. I/ Карпiкава, М. Раманоускага, А. Шыманская; Падрэд. П. Цершкевiiча. – Мн.: Тэхналогiя,1995.- С. 242-272.
3. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978..
4. Философия: учеб.пособие /Я.С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск: Выш. шк.,2012. – С. 131-154.
6. Эткинд, А.М. От психоанализа к педологии/ А.М. Эткинд// Человек. – 1990. – № 1.– С.20-30.
Занятие 2. Детство как объект философских и социогуманитарных исследований(2 ч.)
1. Феномен детства: история и современность.
2. Междисциплинарный статус наук о ребенке: педология, психология, социология и этнопсихология детства.
3. Анализ текста Ф. Арьеса. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке.
Литература
1. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке/ Ф. Арьес.- Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1999.
2. Зюнкер, Х., Бюлер-Нидербергер, Д. От исследований социализации к социологии детства / Х. Зюнгер, Д. Бюлер-Нидербергер //Пер. с англ. И. Шолохова и В. Безрогова//Развитие личности. - 2003.- № 4.
3.Кон, И. С. Ребенок и общество: Историко — этнографическая перспектива /И. Кон.- М.: Наука, 1988.
4. Мид, М. Культура и мир детства/М. Мид//Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева.- М.: Издательство «Наука», 1988.
3. Щеглова С. Н. Социология детства / С.Н. Щеглова.- М.: Институт Молодежи, 1996.
5. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства/ Д.И. Фельдштейн. - М., 1997
6.Эриксон, Э. Детство и общество /Э. Эриксон. – СПб.: Ленато, Аст, Фонд «Университетская книга», 1996.
Занятие 3. Специфика детской и молодежной субкультуры(2 ч.)
1. Формирование культурной модели детства и специфика современной детской субкультуры.
2. Семья как социальный институт: онтология социализации ребенка.
3. Природа и особенности молодежной субкультуры: стили и направления.
Литература
1. Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.
2.Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто; Пер. Е. В. Баевская, Пер. О. В. Давтян. - СПб.:Петербург XXI век; М.: Аграф, 1997.
3. Мид, М. Культура и мир детства/М. Мид//Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева.- М.: Издательство «Наука», 1988.
4.Левикова, С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие/ С.И. Левикова. — М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
5. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/ М.В. Осорина. - 5 –е изд. – СПб.: Питер, 2010.
6. Осорина, М.В. Самоактуализация личности в практиках детской субкультурнойтрадиции / М.В. Осорина// Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб., 2007. – Вып. 11.– С. 87-97.
Занятие 4. Проблема социализации личности в психоаналитических концепциях(4 ч.)
1. Диссоциация личности и ее осмысление в психоанализе З. Фрейда.
2. Структура личности и проблема идентификации в психоанализе.
3. Основные стадии социализации ребенка.
Анализ работ З. Фрейда. Психология масс и анализ Человеческого Я. гл 7.
Идентификация; Я и Оно.
Литература
1. Лейбин, В.М. Из истории возникновения психоанализа (Письма З. Фрейда В. Флиссу /В.И. Лейбин / Вопросы философии. – 1989. - № 4. – С. 104-116.
2. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия oт истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери; [Пер. с итал. С. Мальцевой]. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994-7, - Т.4., 1997.- С. 616-621.
|
|
3.Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд//Психология бессознательного: Сб. произведений/Сост., науч. ред., авт. вступ.ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 425-439.
4. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я/ З. Фрейд//Психоаналитические этюды/Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т. Кондращенко. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 422-480.
Занятие 5.
1. Неофрейдистские интерпретации социализации личности
2. Структура психики и архетипы коллективного бессознательного в концепции К. Юнга. Стадии развития жизненных циклов.
3. Структурно-символический психоанализ Ж. Лакана: основные компоненты человеческой психики. Феномен стадии зеркала и процесс идентификации личности.
Литература
1. Лакан, Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я/Ж. Лакан // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000. – С. 398–405.
2.Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия oт истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери; [Пер. с итал. С. Мальцевой]. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994-7, - Т.4., 1997.- С. 621-626.
3. Современная западная философия. Учебное пособие / под общей ред. Т.Г. Румянцевой. - Мн.: Книжный дом, 2009.- С. 255-289.
4. Юнг, К. AION. Исследование феноменологии самости/К. Юнг//Избранное/Пер. снем.Е.Б. Глушак. Г.А. Бутузов, М.А. Собуцкий, О.О. Чистяков; Отв. ред. С.Л. Удовик. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 159-246.