1. Экзистенциальное измерение человеческого бытия в мире. Модусы существования человека. «Я» и общество.
2. Основные феномены бытия человека и их универсальный статус.
3. Игра как механизм социализации личности. «Общество спектакля» и игра.
Литература
1. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство/А. Камю//Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – С.119-315.
2. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание/ И. Кон. — М.: Политиздат, 1984.
3. Мамардашвили, М. Философия - это сознание вслух / М. Мамардашвили// Юность. – 1988. - № 12. – С. 9-13.
4. Сартр, Ж.-П. Слова: Автобиографическая повесть / Ж.-П Сартр // Пер. с фр. Ю. Яхниной, Л. Зониной. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 304 с.
5. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия/ Э.Финк // Проблема человека в западной философии: Переводы /Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ.ред. Ю.Н. Попова. – М.:Прогресс, 1988. – С. 357-403.
6. Хейзинга, Й. Xomoludens. В тени завтрашнего дня; Пер.снидерл. / Й. Хейзинга / Обш. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - М.: Издательская группа «ПРОГРЕСС», «ПРОГРЕСС - АКАДЕМИЯ, 1992.
|
|
Занятие 7.
1. Профессиональная деятельность как фактор самоидентификации личности. Статус образования в процессе социализации личности
2. Диалог как фактор саморазвития личности. Проблема интерсубъективности и механизмы социализации личности.
3. Проблема «массового человека» и феномен одиночества в современном мире.
Литература
1. Лабиринты одиночества: сборник статей/ Пер. с англ.; под общ.ред. Н.Е. Покровского – М.: Прогресс, 1989.
2. Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
3. Федоров, Б.И. Школа. Развитие интеллектуальных способностей / Б. И. Федоров // Философские науки. 2009. № 7. С. 89-110.
4. Шелер, М. Человек и история: Избранные произведения / М. Шелер. - М. 1994. – С. 70-98.
5. Шелер, М. Формы знания и образование / М. Шелер// Человек. – 1992. – № 4. – С. 85-96; № 5. – С. 63-75.
6.Шюц А. Структура повседневного мышления/А. Шюц// Социологические исследования. – 1988. - 2. – С.129-137.
Занятие 8. Социокультурные контексты феномена социализации (4 ч.)
1. «Символическое окружение» человека как фактор формирования личности и человеческого «Я».
2. Агент социализации: от «принятия роли другого» к «генерализированномудругому».
3. Личность как объект для самого себя: от «I» к «me».
Литература
1. Арендт, Х. Vita Activa или О деятельной жизни/Х. Аренд/ / Пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина; Под ред. Д.М. Носова. – СПб.: Алетейя, 2000. – с.258.
2.Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Дж. Мид //РАН. ИНИОН. Центр социал.научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009. (Сер.: Теория и история социологии).
|
|
3. Мид, Дж. Г. От жеста к символу/ Дж. Г. Мид// Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 116-121.
4. Мид, Дж. Г. Интернализованные другие и самость/Дж. Г. Мид// Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 121-122.
Занятие 9.
1. Социальный статус и процесс социализации. Процесс социализации и динамика ролевых функций.
2. Этнографический и культурологический контекст социализации. Этническая идентичность.
Литература
1. Билз, Ральф Л. Аккультурация/ Ральф Л. Билз//Антология исследованийкультуры. Т. 1.Интерпретация культуры. – СПб.:Университетская книга,1997. – С.
2.Говард, М. Сучаснаякультурная антропологiя / М. Говард // Пер. з англ. I/ Карпiкава, М. Раманоускага, А. Шыманская; Падрэд. П. Цершкевiiча. – Мн.: Тэхналогiя,1995
3.Мид, М. Культура и мир детства/М. Мид//Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева.- М.: Издательство «Наука», 1988.
4. Парсонс, Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. – М., 1997.
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1. Арендт, Х. Vita Activa или О деятельной жизни/Х. Аренд / / Пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина; Под ред. Д.М. Носова. – СПб.: Алетейя, 2000. – с.258.
2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994.— 496 с.
3. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Ф. Арьес. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1999.– 416 с.
4. Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.
5. Говард, М. Сучаснаякультурная антропологiя / М. Говард // Пер. з англ. I/ Карпiкава, М. Раманоускага, А. Шыманская; Падрэд. П. Цершкевiiча. – Мн.: Тэхналогiя,1995.- 478 с.
6. Дебор, Ги. Общество спектакля/Ги Дебор//Пер.с фр. С. Офертас и М. Якубович. Ред. Б. Скуратов. Послесловие А. Кефал.- М.: Издательство «Логос», 2000. – 184 с.
7. Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто; Пер. Е. В. Баевская, Пер. О. В. Давтян. - СПб.:Петербург XXI век; М.: Аграф, 1997. - 528 с.
8. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство/А. Камю//Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – С.119-315.
9. Кон, И. С. Ребёнок и общество/ И. С. Кон. — М.: Академия, 2003. — 336 с. — (Серия «Высшее профессиональное образование»).
10. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание /И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.
11. Лакан, Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я/ Ж. Лакан // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000. – С. 398–405.
12. Лабиринты одиночества: сборник статей/ Пер. с англ.; под общ.ред. Н.Е. Покровского – М.: Прогресс, 1989. – 624 с.
13. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие/ С.И. Левикова. — М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
14. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас //Пер. с фр.А.В. Парибка. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. – С.265.
15. Лейбин В.М. Из истории возникновения психоанализа (Письма З. Фрейда В. Флиссу /В.И. Лейбин / Вопросы философии. – 1989. - № 4. – С. 104-116.
16. Мамардашвили, М. Философия - это сознание вслух / М. Мамардашвили// Юность. – 1988. - № 12. – С. 9-13.
17. Мид, М. Культура и мир детства/М. Мид//Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева.- М.: Издательство «Наука», 1988. – 428 с. (Серия «Этнографическая библиотека»).
18. Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Дж. Мид //РАН. ИНИОН. Центр социал.научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009.— 290 с. (Сер.: Теория и история социологии).
19. Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. – Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.
|
|
20. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/ М.В. Осорина. - 5 –е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
21. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. – М., 1997. - 270 с.
22. Сартр, Ж.-П. Слова: Автобиографическая повесть / Ж.-П Сартр// Пер. с фр. Ю. Яхниной, Л. Зониной. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 304 с.
23. Философия: учеб.пособие /Я.С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск: Выш. шк.,2012. – С. 131-154.
24. Философия: Учеб.пособие / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П. Мамыкин и др.; Под общ. ред. В.К. Лукашевича.– Мн.: БГЭУ,2001. – С. 217- 253.
25. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия/ Э.Финк // Проблема человека в западной философии: Переводы /Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ.ред. Ю.Н. Попова. – М.:Прогресс, 1988. – С. 357-403.
26. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник/ В. Франкл // Пер. с англ. и нем. / Общая ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
27. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд//Психология бессознательного: Сб. произведений/Сост., науч. ред., авт. вступ.ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 425-439.
28. Фрейд, З.Психология масс и анализ человеческого Я/ З. Фрейд//Психоаналитические этюды/Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т. Кондращенко. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 422-480.
29. Фромм, Э. Человек для себя/ Э. Фромм//Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. – Мн.: «Коллегиум», 1992. – 253 с.
30. Хейзинга, Й. Xomoludens. В тени завтрашнего дня; Пер.снидерл. / Й. Хейзинга / Обш. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - М.: Издательская группа «ПРОГРЕСС», «ПРОГРЕСС - АКАДЕМИЯ, 1992. – 464 с.
31. Хорни, К. Наши внутренние конфликты.Конструктивная теория невроза/ К. Хорни//Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. – М.: Юрист, 1995. – С. 7-190. (Лики культуры).
32. Шелер, М. Человек и история: Избранные произведения / М. Шелер. - М. 1994. – С. 70-98.
33. Шелер, М. Формы знания и образование / М. Шелер// Человек. – 1992. – № 4. – С. 85-96; № 5. – С. 63-75.
34. Шюц А. Структура повседневного мышления/А. Шюц// Социологические исследования. – 1988. - 2. – С.129-137.
|
|
35. Щеглова, С. Н. Социология детства / С.Н. Щеглова..-– М.: Институт Молодежи, 1996.– 128 с.
36. Щеглова, С. Н. Детство: методы исследования: учеб.пособие. – М.: Социум, 1999. –173 с.
37. Эриксон, Э. Детство и общество/Э. Эриксон. – СПб.: Ленато, Аст, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
38.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон // Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). – 342 с.
39. Юнг, К. AION. Исследование феноменологии самости/К. Юнг//Избранное/Пер. с нем. Е.Б. Глушак. Г.А. Бутузов, М.А. Собуцкий, О.О. Чистяков; Отв. ред.С.Л. Удовик. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 159-246.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Аксаков, С.Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука/ С.Т. Аксаков // Предисл. и примеч. С. Машинского. – М.: Худож. лит.,1982. – 542с.
2. Бегбедер, Ф. Французский роман: Роман/Ф. Бегбедер // Пер. с фр. Е. Головиной. – М.: Иностранка, 2010. – 320 с. (TheBestof Иностранка).
3. Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева. Юность. / И. А. Бунин //Собр. соч. В 9 т. Т. 6. – М.: Худож. лит., 1966. – 339 с.
4. Виноградов, Г.С. Детские тайные языки (Публикация А.Ф. Некрасовой и В.В. Головина / Г.С. Виноградов // Русский школьный фольклор /Сост. А.Ф. Белоусов.– М.: Ладомир, ООО «Издательство АСТ – ЛГО, 1998. – С. 711-742.
5. Вяземски, А. Гимн любви / А. Вяземски// Всемирная литература. – 1997. – № 10. – С. 21-85.
6. Генiюш Л. Споведзь/ Л. Геніюш// Выбраныя творы/ Уклад, прадм. і камент.М. Скоблы. – Мн.: «Беларускі кнігазбор», 2000. - С. 221-468.
7. Глобус А. Койданава; Толькі не гаварымаеймаці/А. Глобус//Тэксты. – М.: Выдавецтва АСТ,2000. – С. 442-655; 712-784.
8. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия: Пособие для студентов вузов /А.Б. Демидов. – Мн.: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 1997. – 192 с.
9. Желлун, Тахар Бен. Последний друг/ Тахар Бен Желун//Всемирная литература. – 2006. - № 6. – С. 57-131.
10. Зюнкер, Х., Бюлер-Нидербергер, Д. От исследований социализации к социологии детства(Перевод с английского Ивана Шолохова и Виталия Безрогова)//Развитие личности. – 2003. – № 4.
11. Колас Я. Новая зямля; Сымон - музыка. /Я. Колас//Збор твораў. У 14 т. Т. 6. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1974. - 615 с.
12. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
13. Медыiiкамунiкацыя: курс лекцыяу /Падрэд. В. Акудовiча. – Менск-Вiльня: Беларускiкалегiум, 2000. – 356 с.
14. Осорина, М.В. Самоактуализация личности в практиках детской субкультурной традиции / М.В. Осорина// Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб., 2007. – Вып. 11.– С. 87-97.
15. Паламарь, А.О. Мудрость общения/ А.О. Паламарь. – М.: Мол.гвардия, 1990. – 334 с.
16. Щеглова, С. Н. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей // Журнал исследований социальной политики. 2004. Том 2. № 2.
17. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства М.: МПСИ; Изд-во «Флинта», 1997.- 378 с.
18. Экслайн, В. Развитие личности в игровой терапии (Дитс в поисках себя) / В. Экслайн. – М.: апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. - 253 с.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие «социализации личности» и его полисемия. Предметное поле социализации.
2. Место и значение проблемы социализации в структуре философской антропологии.
3. Философский контекст проблемы социализации личности.
4. Основные стратегии интерпретации процесса социализации личности и их значение в современной культуре.
5. Основные механизмы и институты социализации.
6. Формы и функции социализации. Проблема референтного агента социализации.
7. Детство как объект исследования в философии и культуре.
8. Междисциплинарный статус наук о ребенке: педология, психология, социология и этнопсихология детства.
9. Формирование культурной модели детства. Критерии идентификации статуса ребенок/взрослый.
10. Проблема детской субкультуры и ее специфика.
11. Феномен детской моды как фактор формирования субкультуры ребенка.
12. Семья как социальный институт: онтология социализации ребенка.
13. Генезис молодежной субкультуры: плюрализм направлений, система ценностей и стиль жизни.
14. Психоаналитическая стратегия исследования процесса социализации личности в концепции З. Фрейда.
15. Структура психики и архетипы коллективного бессознательного в концепции К. Юнга. Стадии развития жизненных циклов.
16. Структурно-символический психоанализ Ж. Лакана. Феномен стадии зеркала и процесс идентификации личности.
17. Сущность и специфика экзистенциальной стратегии социализации личности.
18. Игра как механизм социализации личности. «Общество спектакля» и игра.
19.Профессиональная деятельность как фактор самоидентификации личности. Статус образования в процессе социализации личности.
20. Диалог как фактор саморазвития личности. Проблема интерсубъективности и механизмы социализации личности.
21. Феномен одиночества в современном мире.
22. «Символическое окружение» человека как фактор формирования личности и человеческого «Я».
23.Социальный статус и процесс социализации. Процесс социализации и динамика ролевых функций.
24.Этнографический и культурологический контекст социализации. Этническая идентичность.