Билет 4. Л. Бетховен – человек Нового времени. Жизнь и творчество

Творчество Людвига ван Бетховена соответствует стилю Классицизм.

В искусстве 18 века возникает течение Классицизм – от лат. classicus – «образцовый, достойный подражания». В основе этого направления в искусстве 18 века лежит эстетика античности (Древняя Греция и Рим), поэтому чертами стиля считают разумность, ясность выражения, лаконичность (краткость), экономность, строгость пропорций формы, а также… оптимизм и жизнерадостность. На смену чувствительности и аффектам Барокко пришел интеллект, рассудок, природосообразность Классицизма.

Классицизм – преимущественно светский стиль (мирской, не церковный). Человек уже не просто мерило всех вещей (как в эпоху Возрождения), а венец творения природы, подчиняющий себе природу, благодаря своему интеллекту.

Бетховен – один из трех венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен), жизнь и творчество которого пришлись на рубеж веков 18 и 19-го; на переход от эпохи Просвещения к Новому времени. Новое время - период в истории Европы с Великой Французской Революции до первой мировой войны, характеризуется техническим прогрессом, в первую очередь связанного с механизацией производства, ростом политического влияния городов.

Родился и вырос Бетховен в Бонне, в музыкантской семье, однако детство было омрачено желанием пьяницы-отца сделать из сына второго Моцарта. Однако, многочасовые занятия не отбили у Людвига желания заниматься музыкой и стать профессиональным музыкантом. Систематические занятия теорией музыки начались в 10 лет и проходили под руководством Карла Нефе. Нефе привил ему любовь к изучению творчества старых мастеров, в том числе творчества И.С. Баха. «Х.Т.К.» И.С. Баха Бетховен называл своим музыкальным евангелием и всегда держал ноты на рояле.

       В 13 лет Людвиг уже известный пианист и органист, он устроился работать в капеллу и помощником органиста в церковь. В 1787 году Бетховен совершает поездку в Вену, чтобы познакомиться с Моцартом и брать у него уроки композиции, однако Моцарту не понравился характер Бетховена и он ему отказал под предлогом восхищения самобытностью таланта. В 1792 году Гайдн проезжал через Бонн и вдохновил Бетховена переехать к нему в Вену. Гайдн занимался с Бетховеном оркестровкой, но тоже недолго. Бетховен учился всю жизнь. Он брал уроки у Антонио Сальери, учился у него оперному письму. Результатом стала опера «Фиделио», которая, однако недолго продержалась на сцене. Сегодня чаще всего исполняется увертюра из этой оперы, она носит название «Леонора» (по имени главной героини оперы).

       У Бетховена было много учеников и учениц, он преподавал фортепиано. Несчастная любовь к аристократке Джульетте Гвиччарди стал причиной появления знаменитой «Лунной сонаты» (сонаты №14), а неразделенная склонность к другой ученице стала причиной появления не менее знаменитой багатели «К Элизе».

       Бетховен испытывал неприязнь к аристократам, получившим привилегии в обществе только благодаря обстоятельствам своего рождения. Он же, Бетховен, добился всего своим трудом и усердием!!! Когда в 1789 году произошла Великая Французская буржуазная революция, Бетховен воспринял ее с радостью и воодушевлением. Разночинцы (третье сословие) заявили о своем праве быть признанными в обществе только благодаря личным качествам и заслугам. Очень нравилась Бетховену личность Наполеона Бонапарта, композитор считал его своим кумиром. Но как только Наполеон провозгласил себя императором Франции с правом наследования титула его потомками, разгневанный Бетховен зачеркнул на титульном листе третьей симфонии посвящение «Бонапарту» и написал просто – «Героическая». Во время оккупации Австрии Бетховен отказывался играть для французских солдат.

       В 28 лет Бетховен почувствовал, что теряет слух. Так уже в 32 года он общался с друзьями только при помощи «разговорных тетрадей», старался реже появляться в свете, вел жизнь затворника и очень много … писал музыки. Диагноз «глухота» мог поставить крест на карьере любого музыканта, посмей он в этом публично признаться. Но это несчастье Бетховен переносил терпеливо и с достоинством. Благодаря такой отрешенности из под пера мастера стала выходить совсем необычная музыка, предвещавшая наступление новой музыкальной эпохи – эпохи Романтизма. Эту музыку характеризует большая страстность, обращение к полифонической технике (в поздних сонатах – 29 – 32 и квартетах) и в то же время стремление к демократичности, песенности музыкальных тем. Финал 9-й симфонии для хора, солистов и оркестра написан на текст оды Шиллера «К радости», сегодня – эта мелодия является гимном Европейского союза. Оваций по поводу исполнения грандиозной 9-й симфонии Бетховен уже не слышал. Он умер от тяжелой болезни в марте 1827 года, последний раз пригрозив небесам кулаком!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: