Субъекты авторского права

 

К субъектам авторского права относятся авторы произведений, их наследники, иные правопреемники, а также организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе.

Автором произведения является гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное (презумпция авторства). При возникновении спора по поводу авторства проводится автороведческая экспертиза.

Способность иметь права автора произведений науки, литературы и искусства возникает с момента рождения и не связывается с наличием у лица дееспособности. Однако для осуществления прав автора необходимо обладать определенным объемом дееспособности, поэтому от имени малолетних и недееспособных действуют их законные представители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют права автора самостоятельно (п. 2 ст. 26 ГК РФ). Таким образом, автором произведения может быть любой гражданин независимо от его возраста, дееспособности, гражданства. Вместе с тем при определении действия авторского права в пространстве и по кругу лиц учитывается гражданство автора. Если произведение обнародовано на территории Российской Федерации или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на ее территории, то авторские права на него охраняются независимо от гражданства авторов (их правопреемников). Если произведение обнародовано за пределами территории Российской Федерации или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, признание авторских прав зависит от гражданства автора (правопреемника). За гражданами России авторские права признаются в любом случае, за гражданами других государств – в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение может быть создано совместным творческим трудом двух или более лиц, которые являются соавторами. Авторское право на коллективное произведение принадлежит им совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. В любом случае право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. При нераздельном соавторстве (когда произведение соавторов образует одно неразрывное целое) ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Субъектами авторского права являются также правопреемники. После смерти автора принадлежащее ему исключительное право, которое в соответствии со ст. 1226 ГК РФ является имущественным правом, переходит в порядке универсального правопреемства к наследникам. Кроме того, переход исключительных прав авторов возможен в порядке сингулярного правопреемства на основании договора.

Исключительное право правопреемников носит срочный характер, оно прекращается по истечении 70 лет после смерти автора. Исключительное право, принадлежащее правопреемнику, может перейти к другому лицу вследствие обращения на него взыскания
(ст. 1284).

 

Понятие смежных прав

 

Смежные права получили такое название потому, что они осуществляются с соблюдением прав авторов и иных обладателей исключительного права на исполняемые, записываемые, передаваемые, публикуемые произведения (например, при исполнении песни певец должен соблюдать права авторов текста и музыки). В то же время смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Например, хотя литературное произведение (пьеса) перешло в общественное достояние, актеры и режиссер-постановщик приобретают смежные права на ее исполнение.

К объектам смежных прав относятся (ст. 1304 ГК РФ):

1) результаты исполнительской деятельности (исполнения) – исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы – любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, созданных как самой этой организацией, так и по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Смежные права, как и авторские права, возникают с момента создания соответствующего объекта и не требуют соблюдения каких-либо формальностей. К смежным правам относится прежде всего исключительное право, которое носит срочный характер. По истечении срока его действия соответствующий объект смежных прав переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения при условии указания имени автора (исполнителя) и обеспечения неприкосновенности произведения (исполнения).

В отношении отдельных объектов в случаях, прямо предусмотренных ГК РФ, носители смежных прав наделяются также личными неимущественными правами.

Субъектами смежных прав являются:

1) Исполнитель (автор исполнения) – гражданин, творческим трудом которого создано исполнение. К исполнителям относятся, во-первых, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера; во-вторых, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления); в-третьих, дирижер (ст. 1313 ГК РФ).

Исполнителю принадлежит не только исключительное право на исполнение, но и личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность исполнения). Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно в порядке, аналогичном порядку охраны интересов автора произведения (ст. 1316 ГК РФ).

Срок действия исключительного права на исполнение – в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. В отличие от срока действия исключительного права на произведение, 50-летний срок исчисляется не с момента смерти исполнителя. Смерть исполнителя по общему правилу влечет прекращение исключительного права, однако если к этому моменту исключительное право существовало менее 50 лет, то оно прекращается по истечении 50 лет своего действия. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок действия исключительного права продлевается на четыре года. Если же исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, то срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

2) Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, признается изготовителем фонограммы, пока не доказано иное (ст. 1322 ГК РФ).

Помимо исключительного права изготовителю фонограммы принадлежат также право на указание своего имени или наименования на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы. Права изготовителя фонограммы должны осуществляться с соблюдением прав не только авторов произведений, но и исполнителей. В отличие от имени автора произведения или исполнителя и неприкосновенности произведения или исполнения, которые охраняются бессрочно, право изготовителя на указание своего имени (наименования) и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы (ст. 1323 ГК РФ).

Исключительное право на фонограмму действует в течение
50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. Если фонограмма была обнародована в пределах 50 лет после осуществления записи, то 50-летний срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором фонограмма была обнародована.

3) Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом (ст. 1337 ГК РФ).

Публикатор обладает исключительным правом на обнародованное им произведение, а также правом на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

Содержание исключительного права публикатора в целом аналогично содержанию исключительного права автора. В него не входит лишь перевод или другая переработка произведения, а также практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

Срок действия исключительного права публикатора – 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК РФ).

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие произведения защищаются авторским правом?

2. Надо ли выполнять какие-либо формальности для защиты авторского права?

3. Может ли авторское право принадлежать юридическим лицам?

4. Какие авторские права являются абсолютными и неотчуждаемыми?

5. Каким образом реализуются имущественные права автора?

6. Чем постановочный договор отличается от издательского?

7. Для каких целей и с какими ограничениями произведения могут исполь­зоваться без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: