Анализ венчурного рынка облачных технологий

 

Облачные технологии - это способ увеличения пропускной способности сетей или предоставление ИТ-ресурсов в виде сервиса, который Вы можете получить не вкладываясь в создание новой инфраструктуры, при этом у Вас нет нужды готовить новые кадры или покупать лицензированное новое программное обеспечение. Сервисы входящие в облачные технологии, предоставляются на основе подписки или платы за использование услуги, в режиме реального времени через Интернет, это конечно расширяет существующие у Вас возможности.

Облачные решения – наиболее перспективное направление развития IT-индустрии, и рекомендуем инвесторам обратить на него внимание.

Уже сейчас «облачные» технологии, позволяющие хранить и обрабатывать информацию на сторонних серверах, переходят из разряда «необычных»

в регулярно используемые и повседневные. Особый интерес к «облачным» услугам проявляют сейчас образовательные и медицинские учреждения, а также госорганы, а из крупных корпораций наиболее успешно развивает направление «облачных» сервисов Google.

Решения, построенные на базе облачных технологий, имеют несколько общих параметров. Одной из характеристик «облаков» является масштабируемость. В облаке можно запустить любое количество экземпляров приложений, за счет чего они выдерживает более существенную нагрузку. Как правило, для одновременного запуска множества экземпляров используется типовое оборудование, что снижает общую стоимость владения и упрощает сопровождение инфраструктуры.

Важнейшая характеристика облачного решения – эластичность. Для внедрения нового решения в рамках традиционной ИТ-инфраструктуры, ее нужно нарастить, что требует времени и инвестиций. Для наращивания облачной инфраструктуры нужно всего лишь изменить настройки, запустив соответствующий бизнес-процесс, который, в отличие от бизнес-процессов закупки и настройки оборудования и ПО, выполняется очень быстро.

Западные разработчики облачных решений уже показали пример того, как добиться коммерческого успеха в этой сфере, и у их российских коллег есть все шансы повторить эти достижения: в России много опытных разработчиков ПО, способных создавать продукты, конкурентоспособные не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Обращаем ваше внимание на то, что данный обзор затрагивает только венчурные проекты в секторе облачных решений и не охватывает весь рынок «облаков».

Облака – это будущее IT-индустрии. Мировой рынок облачных технологий растет значительно быстрее рынка IT в целом.

Общемировые затраты этого направления вырастут в 2015 году на 3,8% до $3,8 трлн, считают специалисты IDC и Garther. По прогнозам Gartner, мировой рынок облачных технологий в 2013-2016 гг. будет расти в среднем на 17,5% в год и к 2016 г. вырастет до 210 млрд долл. США. Стоит заметить, что в объем облачного рынка Gartner включает рынок интернет-рекламы, чего не делают другие аналитические агентства: так, Forrester и IDC оценивают облачный рынок на 2015 г. в 40 и 41 млрд долл. и прогнозируют на 2016 г. его рост до 100 и 114 млрд долл. соответственно.

Компания Orange Business Services оценила объем российского рынка облачных сервисов за 2014 г. в 4,5 млрд руб. (145 млн долл. США). По ее прогнозам, рынок будет расти в среднем на 44,1% в год и в 2016 г. достигнет 19 млрд руб. (612 млн долл. по среднегодовому курсу 2014 г.) (Рисунок 13).[18]

 

Рис. 13 Новые возможности для бизнеса

Благодаря облачным технологиям бизнес получил возможность сравнительно недорогого доступа к масштабируемым IT-ресурсам без затрат на инфраструктуру.

В России наибольшая доля облачного рынка приходится на сегмент Infrastructure-as-a-Service (IaaS), однако высокие входные барьеры и характер спроса делают этот сегмент непривлекательным для венчурных предпринимателей.

Сегмент Software-as-a-Service (SaaS) занимает чуть меньшую долю рынка облачных решений, однако именно в нем представлено наибольшее количество разнообразных венчурных проектов, ориентированных на различные нужды потребителей. SaaS-решения для бизнеса успешно конкурируют с традиционным программным обеспечением, причем самый высокий уровень проникновения облачных технологий наблюдается в секторе CRM-систем.

В России большинство венчурных проектов в секторе SaaS для бизнеса ориентированы на малые и средние компании, ранее не пользовавшиеся приложениями для автоматизации, поэтому они конкурируют не с «коробочным» ПО, а с Microsoft Excel.

На российском рынке уже существует довольно много различных SaaS-продуктов для бизнеса, но решений для интеграции этих продуктов (cloud broker) пока мало – это перспективное направление развития рынка.

Облачные технологии не только позволяют бизнесу сократить затраты, но и открывают малым и средним предприятиям доступ к IT-решениям, которые до появления «облаков» могли позволить себе только крупные компании. Компания Parallels оценила рынок облачных технологий для российского малого и среднего бизнеса за 2014 г. в 466 млн долл., включив в этот объем затраты на хостинг и интернет-рекламу. Аналитики Parallels отметили большой потенциал роста рынка за счет увеличения числа предприятий, подключенных к интернету, и готовности МСП переходить на облако: 47% опрошенных фирм, еще не использующих облачные сервисы, собираются начать ими пользоваться в ближайшие 3 года (Рисунок 14).

 

 

Рис. 14 Преимущества Облачных решений

Рынок облачных технологий обычно подразделяется на три основных сегмента: IaaS (инфраструктура как услуга), PaaS (платформа как услуга) и SaaS (ПО как услуга).

Эксперты компании Cisco в своем отчете “Cloud Index Report” выделяют несколько фактов, связанных с развитием облачных технологий:

Основной критерий отнесения той или иной облачной услуги к одной из этих категорий – степень ее подконтрольности пользователю.[19]

По данным IDC, в 2011 г. в России категория IaaS составила наибольшую долю (49,6%) публичных облачных услуг, доля SaaS – 46,8%, PaaS – 3,6%. Orange Business Services прогнозирует, что рынок PaaS-решений будет расти в России наиболее быстрыми темпами – 70,1% в год в ближайшие 4 года, но доля PaaS в облачном рынке существенно не вырастет (Рисунок 15).

Рис. 15 Схемы управления публичными облачными услугами

Специфика этих категорий определяет состояние венчурного рынка в каждой из них. Так, IaaS – это рынок для крупных игроков: установка и поддержка инфраструктуры требует больших инвестиций, поэтому на мировом рынке основными игроками являются такие компании, как Amazon, Terremark (дочерняя компания Verizon), IBM, AT&T и прочие. В России этот сегмент, как и весь рынок облачных технологий, еще молод и незрел, но и здесь доминируют относительно крупные игроки: CROC, Ай-Теко, Parking.ru. По оценке Orange Business Services:

 

Рис. 16 Объём и структура рынка IaaS в России

 

В 2015 году 70% всей нагрузки будет приходиться на облачные дата-центры, а их трафик будет расти в четыре раза быстрее, чем трафик традиционных ЦОД (Рисунок 16).

К 2018 году более трех четвертей (78%) всей нагрузки будет приходиться на облачные дата центры, и только около четверти (22%) — на традиционные.

Загрузка публичных облаков будет расти на 50% быстрее, чем частных — к 2018 году 53% пользователей интернета (2 миллиарда человек) будут пользоваться персональными облачными сервисами для хранения данных (в 2013 году эта цифра составляла 38% или 922 млн человек).

К 2018 году 31% облачной нагрузки будет приходиться на публичные облачные датацентры (в 2013 году было 22%), а 69% — на частные облачные ЦОД (в 2013 году было 78%).

Рис. 17 Объём Российского рынка SaaS

В отличие от мирового SaaS-рынка, российский рынок ПО как услуги еще не достиг стабильных темпов роста и, по прогнозам Orange Business Service, в ближайшие 3-4 года будет расти экспоненциально (в среднем на 50% в год). Если на мировом рынке SaaS занимает наибольшую долю, то в России эта модель уступает по объему продаж IaaS, причем кардинального изменения этой ситуации аналитики не ожидают (Рисунок 17). Российский бизнес пока только начинает пользоваться облачными решениями, и уровень осведомленности об облаках и доверия к ним у компаний пока что ниже, чем в развитых странах, хотя многие эксперты отмечают, что в России он стабильно растет.

Российский рынок облачных бизнес-решений появился всего несколько лет назад, но общемировая тенденция к увеличению проникновения SaaS-приложений для бизнеса выглядит устойчивой и в России. В своем недавнем исследовании компания Parallels оценила данный рынок в 174 млн долл. США, включив в него, кроме CRM/ERP/SCM-систем, в том числе облачные сервисы для файлообмена, совместной работы над документами и проектами, проведения телефонных и веб-конференций, а также бухгалтерского учета.

По мнению аналитиков Parallels, рынок будет расти в среднем на 29% в год и в 2015 г. достигнет объема в 377 млн долл. США. Какая доля рынка приходится на облачные CRM/ERP/SCM-приложения, не уточняется. По мнению генерального директора компании «Мегаплан» Михаила Смолянова, объем рынка облачных CRM/ERP/SCM в России не превышает 30 млн долл. Эта цифра включает только продажи SaaS-продуктов в публичном облаке (on demand). Андрей Довгань, руководитель направления General CRM, компания Terrasoft оценил уровень проникновения SaaS-решений в секторе CRM в 20%.

"Максимальный рынок облачных CRM для малого и среднего бизнеса составляет около 120 миллионов долларов, но его насыщенность – менее 10%"

Следует отметить, что у российского рынка бизнес-приложений в облаке есть одно существенное отличие от мирового: так как российские малые и средние предприятия только начинают применять автоматизацию CRM, ERP и SCM, четкого разделения «сферответственности» между соответствующими облачными решениями нет. Потребности МСП, а следовательно, и функционал многих существующих на рынке SaaS-приложений нельзя полностью отнести к сфере CRM, ERP или SCM, и сами клиенты на данном этапе не мыслят в таких категориях, поэтому мы считаем целесообразным в контексте российского рынка объединить эти три сегмента в один.

Российский рынок облачных решений находится на ранней стадии своего развития, и если крупный бизнес имел возможность внедрять у себя традиционные системы автоматизации бизнес-процессов и до появления приложений, работающих в облаке, то малые и средние российские предприятия в большинстве своем только сейчас получили реальную возможность использовать решения для автоматизации. Это обстоятельство, существенно отличающее российский облачный рынок от мирового, имеет два важных следствия.

Во-первых, как замечают участники рынка, компании имеют четкие приоритеты при автоматизации бизнес-процессов: раньше всего осознается необходимость в автоматизации бухгалтерии, поскольку ведение и сдача отчетности обязательны для всех компаний и экономический эффект от использования облачного решения очевиден.

Рис. 18 Порядок автоматизации бизнес-процессов

Следующие шаги на том же пути – автоматизация CRM/ERP/SCM и управления проектами, но их делают далеко не все российские МСП. Михаил Смолянов связывает невысокое проникновение облачных CRM/ERP/SCM-решений с недостаточной осведомленностью об их существовании и неготовностью российских предпринимателей к идее об автоматизации бизнес процессов. Кроме того, пока еще является проблемой наличие и скорость доступа к интернету в регионах России (Рисунок 18).

Во-вторых, из-за незрелости рынка облачные CRM/ERP/SCM-решения конкурируют не между собой и не с традиционными «коробочными» системами, а с редактором таблиц Microsoft Excel и даже с бумажными журналами учета операций. МСП пока не осведомлены о доступности и преимуществах облачных бизнес-решений, поэтому продвижение любого из существующих продуктов пока сводится к продвижению самой идеи быстрой и сравнительно дешевой автоматизации бизнес-процессов.

"В России сейчас нет понятия cloud broker, хотя на Западе оно уже некоторое время существует. Мне кажется, здесь и будет точка роста"

Несмотря на небольшой размер, российский рынок облачных CRM/ERP/SCM-решений обладает значительным потенциалом и может в ближайшие 3-4 года расти на 50-70% в год. Эксперты отмечают, что осведомленность бизнеса об облачных системах управления предприятием постоянно растет, причем как среди крупных компаний, так и среди МСП. На сегодняшний день крупные корпорации чаще всего используют облачные CRM/ERP/SCM-решения в рамках отдельных, небольших по численности департаментов, однако участники рынка отмечают положительную динамику в отношении крупного бизнеса к облакам. В этой связи перспективным направлением развития облачных сервисов видятся решения для интеграции различных SaaS-продуктов, а также нишевые CRM/ERP/SCM решения для отдельных секторов.[20]

Российский рынок облачных CRM/ERP/SCM решений находится на стадии формирования. Объем рынка очень мал, а выручка лидирующих компаний не превышает нескольких миллионов долларов. Оценка стоимости лидера, ООО «Мегаплан», в сделке с компанией 1С составила около 15 млн долл. США. Однако российским компаниям есть к чему стремиться. Капитализация ведущих мировых игроков составляет миллиарды и даже десятки миллиардов долларов, хотя еще 10-12 лет назад их выручка не превышала нынешние показатели ведущих российских компаний. Наиболее известными историями успеха облачных компаний на мировом рынке являются компании Salesforce и Net Suite.

 

 

Заключение

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Поэтому развитие инвестиционного рынка, привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей.

На сегодняшний день рынок инвестиций является определяющим аспектом в развитии экономики. В результате проведенного анализа было выявлено, что сущность инвестиционного рынка выражается в трансформации сбережений в инвестиции, и в дальнейшем приросте капитала. Это не только система отношений участников инвестиционного процесса, но и условия, определяющие специфику их взаимодействия. К этим участникам относятся коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты и инвестиционные институты. Основная задача этих финансовых институтов выражается в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и распределении в их наиболее динамично развивающиеся сектора и отрасли экономики. Совокупность этих финансовых институтов составляет инфраструктуру инвестиционного рынка.

На основе проведенного анализа были сделаны выводы об инвестиционном климате национальной экономики России – сумме факторов, которые притягивают инвестиции в страну. На сегодняшний день актуальной проблемой является вывоз капитала из страны и определенные факторы, которые лимитируют инвестиционную деятельность. В процессе оценки присутствующего инвестиционного климата не менее важно учитывать отраслевой фактор. В силу своей неразвитости и крайней рискованности венчурный бизнес остается малопривлекательным для российских  инвесторов. Инвестиции поступают в основном в такие отрасли, как транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, гостиничный бизнес и так далее. Отраслевая ниша венчурных инвестиций остаётся мало изученной.

Рынок корпоративных венчурных инвестиций только зарождается, но при этом абсолютное большинство компаний либо уже используют, либо готовы пробовать новые инструменты инновационного развития.

Под венчурными инвестициями понимаются инвестиции в капитал новых или растущих компаний, чья деятельность относится к области информационных, промышленных или биомедицинских технологий.

Объем венчурных инвестиций в России по итогам 2014 года сократился до $480,9 млн (на 26% по отношению к предыдущему году). Несмотря на это, увеличились инвестиции на ранних стадиях проектов — теперь они занимают 30% от общей массы финансирования.

Тренд на снижение объема венчурных инвестиций и числа сделок безусловно существует. Общее замедления роста экономики в первой половине 2013 г. сказалось и на объеме венчурного финансирования, причем не только в России: и в Европе, и в США рынок венчурного капитала также немного сократился.

Похожая динамика и в сделках на стадии стартапа. По объему привлеченных инвестиций и количеству сделок продолжает доминировать IT-сектор (87% от общего объема венчурных инвестиций за квартал).

Российский рынок венчурных инвестиций остается непрозрачным. Достоверную информацию об объеме сделок и доле, приобретаемой инвестором, узнать очень сложно, еще сложнее получить информацию о количественных показателях венчурных компаний. В то же время эксперты и представители бизнеса, с которыми мы общались, отмечают, что повышение прозрачности было бы полезно как инвесторам, так и предпринимателям. Такая позиция позволяет надеяться на повышение открытости рынка в будущем.

Повышается интерес к инвестициям в Россию со стороны иностранных корпоративных фондов. Возможности инвестировать в России рассматривают такие компании, как SAP, IBM, 3M и др.

В Россию приходит все больше крупных западных фондов, таких как Accel Partners, Bessemer Venture Partners, которые ранее не интересовались российскими проектами.

Отмечается появление частных фондов создателей российских проектов, получивших значительные средства в ходе IPO (Mail.ru, Qiwi) и сделок M&A.

Снижение объема инвестиций частных фондов в проекты, находящиеся на ранних стадиях, вероятно, продолжится. Российские и иностранные частные инвесторы не хотят принимать на себя чрезмерные риски, связанные с такими инвестициями. По нашему мнению, основная часть финансирования проектов на посевной стадии в ближайший период будет приходиться на государственные фонды. В то же время заметны попытки государственных фондов и институтов развития венчурного рынка замещать госинвестиции частными, в том числе путем соинвестирования в рамках государственно-частного партнерства.

По мнению экспертов и представителей ведущих компаний сектора, российский рынок облачных технологий в ближайшее время будет расти более высокими темпами, чем сектор IT в целом. Среднегодовой темп роста ожидается на уровне 44% до 2016 г.

В течение 3 лет почти 50% предприятий малого и среднего бизнеса, не применяющих облачные решения, намерены начать использовать облачные технологии.

К российским облачным стартапам проявляют интерес как российские, так и иностранные инвесторы. Я уверен, что российский облачный сектор имеет значительный потенциал для привлечения инвестиций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: