Современный этап - этап «конституирования»

Этап «вдохновения и энтузиазма».

Условная точка отсчета - апрель 1990 года. Всероссийская студенческая конференция, предварявшая «Ломоносовские чтения». Семинар на тему «Психология и религия», на который были приглашены два священника закончивших психологический факультет (Борис Ничипоров и Иоанн Вавилов). «Так на факультете психологии Московского университета появился и стал регулярным семинар по христианской психологии и антропологии под руководством» Б.С.Братуся, Б.В. Ничипорова, И.В. Вавилова.

1992 г. – При Психологическом институте Российской академии образования (ПИ-РАО) была открыта лаборатория философско-психологических основ развития человека (изначальное название Лаборатория христианской психологии). В дальнейшем были организованы «Челпановские чтения».

1993 г. - На факультете психологии МГУ в 1993 г. была открыта новая специализация – психология религии (до административной цензуры - «христианская психология»). На специальность была набрана одна группа из 20 человек. Через три года, после защиты дипломов, специальность закрыли.

1994 г. – Издание книги Б.В. Ничипорова «Введение в христианскую психологию».

1995 г. – Издание книги «Начала христианской психологии» под редакцией Б.С.Братуся.

В 1995 г. в Москве и в 1997 г. в Санкт-Петербурге прошли две Международные конференции «Психология и христианство: путь интеграции».

 

 

Этап «институционализации»

Этап «институционализации» связан, прежде всего, с деятельностью священника и психолога Андрея Лоргуса. В 2002 году его трудами открывается факультет психологии при Православном Институте Св. Иоанна Богослова. В 2009 году священник Андрей Лоргус организовал первый в России Институт христианской психологии (ИХП). В данный момент является его ректором.

Учебные центры.

1. Факультет психологии Православного института им. св. Иоанна Богослова Российского православного университета. Существует с 2002 года.

С 2011 года организатор и научный руководитель факультета Борис Сергеевич Братусь. Декан факультета - Коломейцев Петр Леонидович, православный священник, христианский психолог в специальной и коррекционной психологии и приходском консультировании.

«… В Москве много факультетов, готовящих психологов, но только на нашем факультете главной задачей ставится вернуть научной психологии душу, а душе – научную психологию».

Б.С. Братусь

«Уникальной особенностью факультета является одновременная углублённая подготовка в области основ теологии и религиозной философии. При этом профессиональное психологическое обучение исходит из фундаментальных традиций классической подготовки психологов в МГУ имени М.В. Ломоносова. Преподаватели факультета - профессора и доценты МГУ имени М.В. Ломоносова, МГППУ, ведущие специалисты в области христианской психологии и психотерапии. Преподаватели и студенты факультета ведут научно-исследовательскую работу в области христианской психологии, общей психологии, прикладной психологии, психологической помощи и приходского консультирования»[1].

2. Институт христианской психологии (ИХП). Ректор – священник Андрей Владимирович Лоргус.

В инициативную группу института входят психологи выпускники факультета психологии МГУ им. Ломоносова: священник Андрей Лоргус, Семенов Виктор Владимирович (канд. псих. наук), Красникова Ольга Михайловна (преподаватель, консультант); Киреев Игорь Борисович, преподаватель и сотрудник Синодального отдела РПЦ по работе с молодежью Стрелов Владимир Сергеевич и др. Все участники группы работали на факультете психологии РПИ им Иоанна Богослова.

Об институте:

«ИХП может стать вторым этапом в христианско-психологическом образовании после создания в 2002 году Факультета психологии Российского Православного института св. Иоанна Богослова».

Из офицального сайта ИХП

 

3. Факультета психологии и философии человека Русской христианской гуманитарной академии. Декан факультета – доктор мед. н., доктор богословия, проф. Григорьев Григорий Игоревич.

 


 

Публикации. Научная периодика.

Тематика христианской психологии представлена в академических психологических журналах. С 2003 г. ежегодно выходит в свет специальный выпуск по христианской психологии Московского психотерапевтического журнала (с 2010 г. — «Консультативная психология и психотерапия»). С 2014 г. соиздателем этого спецвыпуска стал факультет психологии Российского Православного университета. входит в так называемый перечень ВАК. Кроме того, периодически выходят сборники и альманахи, посвященные данной проблематике. Например, альманах «Живая вода». Что касается зарубежной периодики, значимым событием стало появление в 2010 г. солидного международного издания, выходящего под эгидой Европейского движения за христианскую психологию. Журнал публикует материалы по христианской психологии по принципу «один выпуск — одна страна». Усилиями прот. Андрея Лоргуса Россия была представлена одной из первой в этом журнале.

2017 г. – издание коллективной монографии под редакцией Б.С.Братуся "Христианская психология в контексте научного мировоззрения".

 


Современный этап - этап «конституирования».

Предметное поле христианской психологии уже заселено, но не очерчено, границы его не определены. Оно напоминает множество повсюду разбросанных поселений и хуторков, вполне самостийных, не объединенных в единую страну общими границами, общим законодательством, общими коммуникациями и пр., словом, не ставшее еще отдельной, особой областью психологии.

В христианской психологии есть авторитетные личности (см. персоналии в кн.: [Зенько 2011]), но нет авторитетных общепсихологических теорий, которые бы стали точками кристаллизации развития научных школ. Отсутствие таких общих теорий (вписанных в современные контексты профессиональной психологии и христианского богословия) влечет за собой отсутствие систематически выстроенных образовательных программ, которые опирались бы на ту или иную единую теорию, а не были бы сметаны по принципу лоскутного одеяла.

 

Первичная задача конституирования области христианской психологии — двуедина, она состоит в очерчивании ее границ, причем не только внешних, но и внутренних, т. е. в самоопределении ее по отношению к смежным культурным областям и в дифференциации и упорядочивании внутреннего пространства».


 

Что такое христианская психология?

На основании прочтения данной монографии, мы бы определили Христианскую психологию как направление, которое базируется на принципах гуманистической психологии (например, таких как ориентированность на личность человека, важность смысла и ценностей для развития личности), дополняя их христианской аксиоматикой (прежде всего касающейся христианской антропологии, например, учение о человеке как образе Бога и душе человека как бессмертной субстанции). Из других направлений психологии, Христианской психологии близка Общая психология, т.к. последней для создания целостного представления о психологии также приходится опираться на целостное, выходящее за рамки эксперимента и опыта, представление о человеке, совмещая естественнонаучные и гуманитарные направления.

Также как и другие виды гуманистической психологии, Христианская психология имеет как теоретический, так и прикладной характер. В теоретическом плане, помимо Общей психологии, Христианская психология ориентируется на христианскую антропологию и аскетику. В практическом плане Христианская психология больше ориентируется на гуманистическую психологию. Более того, в данном русле можно отметить «обратное» влияние психологии на богословие. Так на основании наработок из гуманистической психологии происходит переосмысление опыта и понятий христианской этики и аскетики.

Можно использовать классический образ зеркала и сказать, что современная психология – это зеркало (или совокупность зеркал), в котором отражается реальность человеческой жизни. Христианская психология, в данном случае, может пониматься как отражение психологией христианской традиции, приспособление составных частей этого зеркала к данному отражению, или его фокусировка, и последующее обращение этого зеркала к отражению реальности человеческой жизни.

Христианская психология рождается в ситуации противоречия, что является положительным моментов (вспомним условия развития личности). Обращенность психологии на христианскую традицию вызывает некоторые неприятные ощущения со стороны церковного сообщества, а приспособление психологии для отражения христианской традиции, в свою очередь, не нравится многим представителям психологического сообщества.

Опасения со стороны психологического сообщества, помимо стереотипным противопоставлений веры и разума, связаны также с такой чертой христианства как «тотальность». Нет ничего в психологии, что Христианская психология не стало бы подстраивать под себя. Это касается также и нейропсихологии и других видов «материальной» психологии. Конечно, речь не идет о диктовании методов научного исследования головного мозга и т.п., но об интерпретации и использовании полученных фактов. Как пишет один из оппонентов Братуся, он (Братусь) строит свою психологию используя чужое дерево. В данном смысле, у представителей Христианской психологии видна идея, что они нашли общее основание для всей психологии, которая потеряла свое единство, потеряв свою душу. Думаю, с этим наличием обобщающего начала связан интерес к Христианской психологии представителей Общей психологии. В данном случае, христианство выступает как мировоззренческая система, как философия, в ее древнем понимании, которая имеет сформированную и метафизическую и практическую систему. Думаю, наличие этого единства является существенным фактором для дальнейшего развития этого направления. Противостать ей может такая же целостная система. Из среды психологии, на наш взгляд, такой системой является психоанализ, которая не является исключительно научной психологией, но и философской системой.

Опасения церковной среды связаны с тем, что психология заставляет заново посмотреть и оценить многие христианские понятия и явления церковной жизни, ставшие стереотипными. Например, с точки зрения психологии, то, что многими прихожанами понимается как состояние раскаяния или покаяния, является неврозом, в котором человек не видит причины своих проблем. Т.е. психология, как зеркало, показывает искаженность человеческой души, и, видя эту искаженность, есть соблазн обвинить в этом зеркало.

 


[1] С офицального сайта Православного института им. св. Иоанна Богослова (http://xn--h1ahj.xn--p1ai/psychology.html).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: