Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федера- ции являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора
(ст. 15 Конституции РФ).
Источники международного экологического права:
1) основные: международные договоры (конвен- ции) - соглашение между субъектами международ- ного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. Виды международных договоров:
О) |
со б) специальные - международные договоры, в ко- торых может участвовать ограниченное число участников;
в) многосторонние: универсальные, региональ- ные (субрегиональные);
г) двусторонние;
д) письменные, устные; е)бессрочные, срочные; ж)региональные\ универсальные; з) открытые, закрытые;
и) межгосударственные, межправительственные, межведомственные (см. вопрос 87);
2) международный обычай - сложившееся в меж- дународной практике правило поведения, за кото- рым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Начало обычая может положить решение международного органа. С момента возникновения обычая процесс форми-
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и уместно, сотрудничает с другими Догова- ривающимися Сторонами прямо или, если это умест- но, через компетентные международные организации, в отношении районов за пределами национальной юрисдикции и по другим вопросам, представляющим взаимный интерес, в целях сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия.
Меры по сохранению и устойчивому исполь- зованию биологического разнообразия:
1) разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использова- ния биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии, планы или программы, которые отражают меры, относящиеся к соответствующей Договаривающейся Стороне;
2) предусматривает, насколько это возможно и це- лесообразно, меры по сохранению и устойчиво- му использованию биологического разнообразия в соответствующих секторальных или межсекто- ральных планах, программах и политике;
3) определяет компоненты биологического разнооб- разия, имеющие важное значение для его сохра- нения и устойчивого использования;
4) осуществляет мониторинг компонентов биологи- ческого разнообразия, определенных в соответ- ствии с подпунктом выше, уделяя особое внима- ние тем, которые требуют принятия неотложных
, мер по сохранению, а также тем, которые откры- вают наибольшие возможности для устойчивого использования;
5) определяет процессы и категории деятельности, ко- торые оказывают или могут оказывать значительное
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1. Австрия. Охрана окружающей среды с 1984 г. является основным конституционным правом граж- дан Австрии. Ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды регулируется либо на федеральном уровне, либо на уровне отдельных земель.
2. Великобритания. Министерство окружающей среды было создано в 1970 г. В 1972 г. был создан независимый орган при правительстве - Королев- ская комиссия по борьбе с загрязнением окружаю- щей среды. Местные органы власти и многочислен- ные общественные объединения граждан играют особую роль в решении вопросов в области охраны окружающей среды.
3. Португалия. В 1983 г. в Португалии было со- здано министерство по вопросам качества окружаю- щей среды, а также был опубликован Закон о нацио- нальных экологических заповедниках, включающих прибрежные к океану и внутренние экосистемы..
4. Люксембург. В 1980 г. был издан Закон об устранении отходов, основным направлением кото- рого является предотвращение вредных воздействий на почву, флору и фауну, а также предупреждение порчи ландшафта, загрязнений воздуха и воды. В 1982 г. был принят Закон о защите природы и при- родных ресурсов.
5. Франция. Во Франции в 1970 г. принята го- сударственная программа по охране окружающей среды, которая направлена на защиту лесов, фло- ры и фауны. В 1971 г. были созданы: Министерство охраны природы и окружающей среды; Совет по управлению территорий и региональному развитию. В 1976 г. был принят Закон, предусматривающий
рования его как правовой нормы переходит в ста-. дию признания его государством в качестве таковой.
неблагоприятное воздействие на сохранение и устой- v перечень природных объектов, которые подлежат чивое использование биологического разнообразия, </ч> защите под угрозой наказания.
6. Швеция. Большое развитие получило законо- дательство в области охраны.окружающей среды. В 1979 г. принят Закон о рациональном использо- вании сельскохозяйственных угодий. Особую роль в этой области играет Закон о возмещении ущерба окружающей среде, который был принят в 1986 г. Закон определяет различные категории причинен- ного ущерба и санкции за них.
7. Япония. Еще более интенсивно законодатель- ство об охране окружающей среды стало развивать- ся в 1970-х гг., когда были изданы законы о пред- отвращении зловония (1971), о возмещении за ущерб, причиненный отработанными маслами (1975), о регулировании вибрации (1976) и др.
8. Китай. В 1979 г. были приняты Лесной кодекс и Закон об охране окружающей среды, который представлял собой основу для формирования всей системы природоохранного законодательства. В 1982 г. приняты законы об охране окружающей среды мо- рей и океанов, в 1985 г. - Закон о предотвращении загрязнения водной среды, в 1987 г. - Закон о пред- отвращении загрязнения атмосферы. В 1988 г. были приняты Водный кодекс и Закон об охране диких жи- вотных.
9. Дания. В 1985 г. был принят Закон об охране окружающей среды, который представлял собой правовую основу защиты среды обитания растений и животных. Отдельными законами регулируются вопросы, касающиеся правил охоты, рыболовства, лесов, а также разработки полезных ископаемых, водоснабжения.
10. Пакистан. В 1997 г. был принят Закон об охране окружающей среды, охватывающий вопро- сы экологического характера, а именно: контроль за загрязнением и опасными отходами, производство, оборот и перевозка опасных и токсичных веществ, а также импорт химических продуктов.
и осуществляет мониторинг их последствий посред- ством отбора образцов и других методов;
6) собирает и систематизирует тем или иным обра- зом данные, полученные в результате мероприя- тий по определению и мониторингу в соответ- ствии с подпунктами;
7) предусматривает рассмотрение вопросов сохра- нения и устойчивого использования биологиче- ских ресурсов в процессе принятия решений на национальном уровне;
8) принимает меры в области использования био- логических ресурсов, с тем чтобы предотвратить или свести к минимуму неблагоприятное воздей- ствие на биологическое разнообразие;
9) сохраняет и поощряет традиционные способы использования биологических ресурсов в соот- ветствии со сложившимися культурными обычая- ми, которые совместимы с требованиями сохра- нения или устойчивого использования;
Доказывает местному населению поддержку в раз- работке и осуществлении мер по исправлению по- ложения в пострадавших районах, в которых про- изошло сокращение биологического разнообразия; 11)поощряет сотрудничество между правительствен- ными органами и частным сектором своей стра- ны в разработке методов устойчивого использо-
вания биологических ресурсов.
Каждая из Сторон содействуют обмену информа- цией из всех общедоступных источников, касаю- щейся сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, с учетом особых по- требностей развивающихся стран.
Стороны обязуются обеспечивать в меру своих возможностей финансовую поддержку и стимулы в отношении тех видов деятельности на националь- ном уровне, которые направлены на достижение целей в соответствии со своими национальными планами, приоритетами и программами.
Источники международного экологического права - международные договоры, соглашения, конвенции, а также решения конференций, совеща- ний, хартии и заявления, носящие рекомендатель- ный характер:
1)Соглашение между правительством СССР и пра- вительством США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1972 г.;
2) Соглашение между правительством СССР и пра- вительством Соединенного Королевства Великоб- ритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1974 г.;
3) Соглашение между правительством СССР и пра- вительством Франции о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1974 г. Аналогичные со- глашения были заключены СССР с Бельгией (1975 г.), Норвегией (1988 г.), Швецией (1989 г.), Канадой (1989 г.), КНР (1989 г.), КНДР (1987 г.);
4) Конвенция между правительством СССР и правитель- ством Индии об охране перелетных птиц 1984 г.;
5) Конвенция по предотвращению загрязнения моря отбросами отходов и других материалов 1972 г.;
6) Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение 1971 г.;
7)Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г;
8) Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угро- зой исчезновения, 1973 г.;
9) Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.;
^Конвенция о трансграничном загрязнении возду- ха на большом расстоянии 1979 г.;
11)Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.; 13многие другие.
Среди актов международного экологического пра- ва, имеющих рекомендательный характер, большое значение имеют решения и резолюции конферен- ций, симпозиумов, форумов и совещаний предста- вителей общественности и неправительственных организаций.