Управление дефицитом государственного бюджета: причины, пути сокращения, методы финансирования

Государственный бюджет занимает в финансовой системе каждого государства центральное место. Это финансовый план государства на текущий (финансовый) год, имеющий силу закона.

Государственный бюджет имеет две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: доходную и расходную. Доходная часть бюджета отражает источники поступления денежных средств для финансирования деятельности государства, а расходная часть — цели, на которые расходуются государственные средства.

Существует два состояния государственного бюджета:

1. нормальное, когда расходная часть равна доходной части государственного бюджета;

2. дефицитное, когда расходная часть превышает доходную часть госбюджета.

Правительство каждого государства прилагает усилия для того, чтобы доходная и расходная части были равны. Это равенство называется «балансом дохода».

Под воздействием различных факторов (природных, политических, экономических) возникают ситуации, при которых доходная часть бюджета не может покрыть все предусмотренные расходы. В этом случае можно говорить о бюджетном дефиците. Дефицитом бюджета является превышение расходов над доходами. Но это состояние бюджета нежелательно для страны, оно ведет к инфляции и росту государственного долга. В том случае, когда доходы превышают расходы, возникает профицит бюджета.

В настоящее время каждое государство мира в разные периоды своей истории переживает бюджетный дефицит. Основными причинами образования бюджетного дефицита могут являться:

1. Чрезвычайные ситуации, такие как, катастрофы, стихийные бедствия, войны, массовые беспорядки;

2. Коррупция в государственном секторе;

3. Спад общественного производства, увеличение затрат на оборону;

4. Неэффективность финансовой системы государства;

5. Несовершенство налоговой политики;

6. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

В ситуации, когда дефицит бюджета составляет не более 3 % ВВП, имеются возможности его преодоления. В данном случае дефицит называется временным. В случае дефицита бюджета до 10 %, его называют допустимым дефицитом, а в случае более 20 % — критический дефицит.

В законодательстве Российской Федерации допускается наличие определенного размера дефицита бюджетов различных уровней, что не требует вмешательства государства в регулирование бюджета и не считается опасным состоянием, так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госдолга РФ, размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 %, а размер дефицита местного бюджета — 10 %.

Уровень дефицита зависит от различных факторов, влияющих на экономику, и потому не может быть постоянным. Он определяется по отношению либо к ВВП, либо к ВНП, либо к утвержденным затратам бюджета. В зависимости от этого выделяются активные и пассивные формы дефицита бюджета. Активный дефицит позволяет подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный дефицит зависит от инфляционных процессов.

Существует три способа покрытия дефицита бюджета:

1. Монетизация бюджетного дефицита;

2. Долговое финансирование;

3. Увеличение налогообложения.

Монетизация, как один из традиционных способов сокращения дефицита бюджета, представляет собой увеличение количества денег в обращении. В случае монетизации дефицита нередко возникает «сеньораж» — доход государства от печатания денег. Но данный способ вызывает инфляцию.

Долговое финансирование происходит путем выпуска в обращение доходных государственных обязательств, которые обращаются на фондовом рынке. Затем по истечении определенного срока они погашаются государством. При этом прироста денежной массы не происходит. Долговое финансирование дефицита бюджета покрывается за счет займов внутри страны и за ее пределами. В результате этого образуется внутренний и внешний долг государства. Если правительство будет использовать только данный способ финансирования дефицита бюджета, то дефицит увеличится настолько, что его финансирование будет невозможным, и придется прибегнуть к эмиссионному финансированию.

Увеличение ставок налогов и введение дополнительных налогов способствуют пополнению бюджета. Но данная мера может в дальнейшем привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, значит, к сокращению производства и переходу части экономики в тень.

Согласно закону «О федеральном бюджете на 2013—2015 гг.» доходы федерального бюджета в 2013 г. составят 12 трлн. 865,9 млрд. руб., расходы — 13 трлн. 387,3 млрд. руб., в 2014 г. доходы бюджета определены в размере 14 трлн. 063,4 млрд. руб., расходы — 14 трлн. 207 млрд. руб., в 2015 г. доходы — 15 трлн. 615,5 млрд. руб. и расходы — 15 трлн. 626,3 млрд. руб. соответственно. Таким образом, по итогам 2013г. дефицит бюджета ожидается в размере 521,4 млрд. руб. (0,8 % от ВВП), в 2014 г. — 143,6 млрд. руб. (0,2 % от ВВП), в 2015 г. — 10,8 млрд. руб. (0,01 % от ВВП) [4].

Предполагается, что ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в 2013 г. составит 9,7 % ВВП, в 2014 г. — 8,7 % ВВП, в 2015 г. — 8,5 % ВПП [3].

Правительство России планирует ликвидировать дефицит федерального бюджета к 2015 году. Фактически это может произойти и раньше, если цены на нефть не упадут и останутся на уровне 100 долларов США за баррель. При такой ситуации уже к 2014 году может быть достигнут нулевой дефицит бюджета России.

Кроме этого правительство Российской Федерации планирует сократить расходы и снизить инфляцию. Хотя на самом деле вместо сокращения расходы могут только увеличиться в связи с Олимпиадой в Сочи в 2014 году, Чемпионатом мира по футболу в 2018 году, Универсиадой в Красноярске в 2019 году, реформой «Сколково» и многих других мероприятий [6].

Правительство любого государства формирует свою бюджетную политику так, чтобы достичь сокращения бюджетного дефицита.

При этом проводится постоянный поиск путей преодоления дефицита бюджета и меры государства в этом направлении могут быть разнообразными. Но в конечном итоге меры по преодолению бюджетного дефицита сводятся к созданию возможностей увеличения доходов и снижения расходов бюджета.

Принятие продуманных законов, направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

https://sibac.info/studconf/econom/xv/35944

 

Налоговая система РФ

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

1. федеральный;

2. региональный;

3. местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.

Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.

Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: