Понятие, назначение и содержание республиканского и местных бюджетов

Главное значение бюджета состоит в том, что через него происходит мобилизация финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов.

 Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путем создания финансовой основы для деят-ти государства.

бюджетная система - это регулируемая законод-вом совокупность республиканского и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и гос. устройстве РБ (ст. 2 БК).

 Бюджетная система РБ, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты.

При этом местные бюджеты подразделяются на:

 - бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); - бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); - бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятии, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсом между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год.

В доходы республиканского бюджета включаются:

· регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска; · доходы от внешнеэкономической деят-ти; · поступления от разбронирования гос. запасов и резервов; · доходы государственных целевых бюджетных фондов;

Из республиканского бюджета финансируются:

· капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;

· природоохранные мероприятия;

· мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· общегосударственные программы по социальной защите населения;

· другие общегосударственные целевые программы;

· затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

· гос. учреждения и организации образования, подготовки кадров, пауки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

· затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;

· расходы на содержание республиканских гос. органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;

· национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;

· погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных расходов, гос. долга, и оплата процентов но ним;

· погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;

· образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;

· выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юр. и физ. лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска;

· другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете.

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансиров-е экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых па соответствующей территории.

Местные исполнит-е и распорядит-е органы. Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегос. интересов п интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства РБ.

Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.

Распределение части республиканских налогов и других обязат-ных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.

В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются местными Советами депутатов.

Местные исполнит. и распорядит.е органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хоз. Деят-ть, ценные бумаги, иную инвестиционную деят-ть, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юр. лицам.

 

Бюджетная система РБ

Согласно, БК под бюджетной системой РБ понимается регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанным на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.

Бюджетная система – сложная система в силу того, что местные бюджеты представляют собой определенную подсистему обусловленную выделением в государственном устройстве областей, городов, районов, сельских и поселковых населенных пунктов.

Бюджетная система регулируется на уровне общего и специального законодательства. К первому относится Конституция республики. К специальному, прежде всего, относится Бюджетный кодекс, а также нормативные правовые акты, принимаемые органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Как уже отмечалось, местные бюджеты – это собирательное понятие, для целей бюджетного планирования и регулирования они делятся на три группы.

1. Бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения). Кстати, это самое значительное звено бюджетной системы, в него входит 1438 бюджетов.

2. Бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения).

3. Бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска). Всего в республике более 1700 бюджетов. Все перечисленные бюджеты по своему правовому оформлению идентичны, после их утверждения они становятся обязательными для исполнения всеми участниками бюджетных правоотношений.

в бюджетную систему входят еще и консолидированные бюджеты. Они составляются для определения общего объема размеров доходов и расходов по всей бюджетной системе и в разрезе территорий. консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. консолидированный бюджет РБ состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и г.Минска. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета.

Бюджетный кодекс вводит и новеллу, которая выходит за рамки правового регулирования бюджетных отношений. Речь идет о консолидированном бюджете сектора гос. управления, которой согласно п,6 ст.7 БК, состоит из консолидированного бюджета РБ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций. Возможно, что если последний из перечисленных видов консолидированных бюджетов станет предметом гласности, можно будет судить об уровне коммерциализации отечественного здравоохранения и образования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: