Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит.
внутренний гос. кредит может выступать в формах гос. займов, кредитов Нацбанка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица СовМина принадлежит Минфину Республики.
Гос. займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юр. лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.
Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой процентов.
ГКО в Беларуси — это ценные бумаги, выпускаемые в форме записи на счетах и реализуемые с дисконтом. Несмотря на динамичное развитие рынка ГКО, они занимают незначительное место в покрытии дефицита бюджета. Основными источниками остаются кредиты Нацбанка и внешние займы.
|
|
Государственные внутренние займы классифицируются по различным признакам. По праву эмиссии и составу заемщиков они делятся на выпускаемые республиканским правительством и местными органами власти.
По признаку держателей ценных бумаг займы подразделяются на реализуемые только среди населения (например, государственный внутренний выигрышный заем 1982 г.), среди юр. лиц (ГКО в Беларуси) и универсальные.
В зависимости от формы выплаты доходов займы бывают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Местные органы власти могут проводить займы общего назначения (аналогичны ГКО) и целевые на финансирование капитальных вложений, развитие городской инфраструктуры, коммуникаций, осуществление работ по охране окр. среды, жилищно-социальные и другие нужды.
По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).
По методам размещения займы могут быть добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.
Гос. займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений. Они используются на межправительственном уровне.
|
|
Второй формой гос. кредита является выдача Нацбанком кредитов правительству РБ и местным органам власти. Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. Нацбанк по установленному Верховным Советом нормативу привлекает эти ресурсы в свое распоряжение на рыночной (платной) основе. в отличие от гос. займов кредит государству предоставляется не за счет собственных временно свободных средств физ. и юр. лиц, а за счет заемных средств. Посредником между правительством и Нацбанком выступает Сбербанк.
Понятие и виды государственного долга
Государственный долг - совокупность долговых обязательств центрального правительства, местных органов власти, гос. организаций и предприятий, образующихся в результате заемной деятельности. Долговые обязательства страны полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в ее собственности имуществом и другими активами, составляющими государственную казну.
В зависимости от того, кто является кредитором, различают внутренний гос. долг и внешний гос. долг.
Внутренний гос. долг Беларуси образуют суммарные денежные обязательства правительства перед юр. и физ. лицами на территории РБ (внутренние кредиторы).
Внешний гос. долг Беларуси образуют суммарные денежные обязательства страны перед правительствами иностранных государств, иностранными юр. и физ. лицами, международными финансовыми организациями и иными нерезидентами РБ (внешние кредиторы) на определенную дату. внешний долг - это общая задолженность государства по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Различают текущий внешний долг, который надо вернуть в нынешнем году по наступившим срокам оплаты, и общий (капитальный) долг, который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы.
Внешние государственные займы формируются тремя путями:
- получением правительством кредитов в иностранной валюте (иностранные кредиты) у специализированных финансово-кредитных институтов;
- получением субъектами хозяйствования иностранных кредитов под гарантии правительства;
- размещением на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.
Гос. долг присущ большинству стран мира. Его существование обусловлено объективной необходимостью привлечения государством дополнительных средств, для обеспечения бесперебойного финансирования бюджетных расходов (как запланированных, так и вновь возникающих).