Цели государственной службы. (Норздрачев В.А.)

Лекция 1. (2 часа)

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих».

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федрации».

6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

7. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чипов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

Правовые и системные основы государственной службы

1.История становления и развития института государственной службы.

2. Цели, функции и задачи государственной службы.

3. Понятие, виды и принципы государственной службы.

4. Должности государственной службы РФ.

5. Должностной регламент.

История становления и развития института государственной службы

При Иване Грозном произошло формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России. В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавшего делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения — приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Именно вокруг приказной работы и складывается гражданская служба как отрасль государственной службы.

Следующим этапом в развитии российской государственнойслужбы стало правление Петра 1, которыйпринял знаменитую Табель о рангах всех чинов воинских, статскихи придворных (1722 г.). Слово «статский» немецкого происхождения и означает «гражданский». По этому документу все государственные работники делились на три чина: воинские, статские и придворные, а также на 14 классов или рангов. Если прежде основнымкритерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения, то теперь на первое место были поставленыличные способности, образование и заслуги. «Табель о рангах» использовалась в качестве руководства вплоть до октября 1917 г.

Характерной особенностью формирования российской бюрократии в царское время было то, что она имела ярко выраженныйсословный характер: значительная часть чиновников были дворянами или становились таковыми в результате государственной службы, получая вместе с должностями определенного класса личное,а затем и потомственное дворянство.

Если же говорить о советском периоде развития института государственной службы, то стоит отметить, что отличительной чертой советских органов власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Для формирования государственного аппарата был использован принцип номенклатуры (лат. роспись имен), под которой понимали переченьнаиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях. Кандидатуры на эти должности предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались комитетами КПСС (от райкома (горкома) до ЦК партии). То есть, основным залогом успешной карьеры на государственной службе были не профессиональные и личностные качества человека, а его преданность партии.

Сначала было два номенклатурных списка: № 1 —3500 человек, № 2 — 1500 человек. В ноябре 1925 г. был добавлен третий список для «ведомственной номенклатуры».

На основе номенклатуры возник и стал процветать культличности Сталина, который олицетворял авторитарность партийно-государственной элиты, оторванной от народа. В этот период ограничивалась советская демократия, нарушалась законность, принижалась роль суда, прокуратуры, имели место правовой и внесудебный произвол, необоснованные массовые репрессии, от чего пострадали многие невинные люди, в том числе и особенно члены партии,работники всех форм управления, специалисты народного хозяйства,культуры, науки. Номенклатурный принцип порождал должностнуючехарду, партийную деспотию, безответственность кадров. Все этопривело к краху СССР сверху.

 Если говорить о правовом регулировании института государственной службы в Советском Союзе, то основной его характерной чертой была разрозненность нормативной базы. Существовало огромное количество нормативных документов, регулировавших те или иные вопросы, однако Закон о Государственной службе так и не был принят в рассматриваемый нами период.

 

Цели, функции и задачи государственной службы.

Цели государственной службы. (Норздрачев В.А.)

- упорядочение работы государственного аппарата;

- установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;

- определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;

- регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппа­рата;

- формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы

Задачи государственной службы:

- обеспечение конституционного строя;

- выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;

- подбор кадров, способных реализовать стратегию раз­вития страны;

- создание организационных структур государственной власти;

- принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

- защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;

- создание необходимых условий для реализации функ­ций государственных органов.

Также, говоря о задачах государственной службы, хотелось бы отметить, что каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Функции государственной службы – основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства.

Основные из них:

1. Правоприменительная (реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства);

2. Правотворческая (разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ);

3. Правозащитная (обеспечение прав и свобод граждан);

4. Регулирующая (разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении);

5. Организационная (обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: