Семейное и наследственное право в Древнем Вавилоне

Брак был действительным только при заключении письменного дого­вора (ст. 128), который подписывался между будущим мужем и отцом невес­ты. Жених отдавал тестю выкупную плату за невесту - «гирхатум» и свадеб­ный подарок семье невесты - «библум». Отец давал за дочерью прида­ное - «шерикту», которое своими размерами превосходило, обычно, выкупную плату. Однако выкупная плата не была обязательным элементом брач­ного договора,

В случае отказа жениха от брака, он терял выкупную плату и свадеб­ный подарок в пользу отца невесты. Отец невесты, в свою очередь, в случае отказа, выдать ее замуж, должен был вернуть все полученное в двойном размере (ст. 160).

Признавался допустимым брак свободного с рабыней, а также брак свободной женщины с рабом дворца или рабом, принадлежавшим мушкенуму. Дети, рожденные от таких союзов, считались свободными.

Замужняя женщина могла иметь свое имуще­ство, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследо­вать после мужа с детьми, заключать сделки, заниматься ремеслом, ростов­щичеством. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главен­ства мужа, при котором жена занимала подчиненное положение. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главенства мужа, при ко­тором жена занимала подчиненное положение. Муж, помимо жены, мог содержать наложниц, в то время как жене, за супружескую неверность, гро­зило утопление в реке. В целом, Законы Хаммурапи ратуют за моногамию, упоминая лишь одно исключение (ст. 148): если жена заболела проказой, муж не мог с ней развестись, будучи обязанным заботиться о ней; однако ему разрешалось привести в дом еще одну жену.

Развод для мужа возможен был в любое время, а для жены - лишь в особых случаях, например, когда жена больна и муж берет в дом наложницу.

Муж мог отдать жену в кабалу в качестве оплаты своих личных вне­брачных долгов, если жена не оградила себя от этого по брачному договору (ст. 151).

За долги, возникшие во время брака, ответственны оба супруга и муж может отдать в кабалу, как жену, так и детей.

Отец имел власть и над детьми: по судебному решению, производи­лось отрезание языка за злословие в адрес родителей.

Вдова, имеющая малолетних детей, не имела права вторично выйти замуж без разрешения суда. Судьи проводили опись имущества, оставшегося после первого брака и назначали опекуна. Ни вдова, ни ее второй муж не имели права продавать что-либо из этого имущества, предназначенного детям.

Дети от рабыни после смерти супруга становились свободными, как и их мать. Если отец при жизни признавал их своими детьми, то они получали часть имущества наравне с законными детьми.Наследование по завещанию в вавилонском праве уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Сыновья и дочери наследовали поровну, а если детей не было, то бра­тья умершего или братья его отца. Если жена умерла бездетной, то ее прида­ное возвращалось ее отцу. Если умирал муж, жена получала свое приданое, подарки мужа и продолжала жить в его доме. Если муж не делал ей подар­ков, она получала равную с детьми долю наследства. Имущество, по общему правилу, отписывалось детям, а не супруге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: