Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности и разложить по двум коробкам.
1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.).
2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.).
Игра «Назови ласково»
Цели: развивать грамматический строй речи (умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Ход игры. Воспитатель называет слово и передаёт ребёнку мяч. Ребёнок называет это слово ласково и возвращает мяч воспитателю.
Например:
юбка — юбочка
Игра «На швейной фабрике»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились на швейной фабрике. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита, какая она.
|
|
из меха — меховая из шерсти — шерстяная
из шелка — шелковая из ситца — ситцевая
из кожи — кожаная из джинсы —джинсовая
из фланели — фланелевая из драпа — драповая
Игра «Нарисуй-ка»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только ту одежду и обувь, в названии которой два слога. Выигрывает тот, кто нарисовал больше.
Игра «Назови первый звук»
Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.
Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер, кофта, носки.
Игра «Сколько звуков?»
Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять количество и последовательность звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:
• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
• назвать звук перед или после заданного;
• назвать звук между заданными. Слова: шапка, шарф, пальто, кофта, носки.
Ребус «Шарф»
Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КАЛОША
Для резиновой калоши Настоящая беда, Если день — сухой, хороший, Если высохла вода. Ей всего на свете хуже В чистой комнате стоять: То ли дело шлёпать в луже, Через улицу шагать!
|
|
О. Мандельштам
Текст для пересказа
ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ
Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков.
А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.
Из пособия Успенской Л., Успенского М.
Вопросы:
Где были дети?
Какой спектакль они смотрели?
Почему Стёпка не смог найти носки?
Куда упал Стёпка?
Как Стёпка умывался?
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Новая лексика
Существительные:
ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, косяк, клин, перья, пух, крыло, клюв, отлёт.
Глаголы:
лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать, собираться (в стаи).
Прилагательные:
пуховый, журавлиный, утиный, гусиный, лебединый, птичий.